Продолжаем серию интервью с организаторами туров, размещённых в каталоге Awayza.ru. На этот раз мы узнаем, в чём секрет успешного путешествия c гидом, какое идеальное количество участников в группе и как добраться до дома после восхождения на Эверест.
Александр, как давно Вы работаете гидом? Это Ваша основная работа?
Гидом работаю 6 лет, но в горах я уже с 2004 года. Занимался спортивным туризмом, альпинизмом – очень много маршрутов пройдено. И вот с 2016 года я начал работать гидом.
На данный момент это основная работа. Пытался совмещать, понял, что упор всё-таки надо делать на организации путешествий, потому что самое лучшее в жизни – один из лучших моментов! – когда хобби становится работой.
Каков Ваш личный опыт путешествий (с гидами и самостоятельный)?
Опыт путешествий у меня большой.
Я никогда не ходил с гидами, я ходил в составе спортивных групп, например, в составе сборной Тульской области по туризму. Мы ходили сложные маршруты. А дальше я стал работать гидом, прорабатывал маршруты сам: приезжал на местность, исследовал её. Мой опыт позволяет разработать маршрут, организовать его и провести путешествие с группой.
Если говорить конкретно, где я сам побывал. Начнём с России: Приполярный Урал практически весь исхожен; Камчатка, вулканы Ключевской группы; Забайкалье; Эльбрус – подъём в качестве гида около 40 раз на западную вершину и около 10 раз на восточную вершину; Казбек из Грузии и из России порядка 12 раз. Говорю приблизительно, потому что в какой-то момент уже перестаёшь считать, цифры эти становятся не важны. Дальше: Алтай, гора Белуха; экспедиция в Арктику на Море Лаптевых. Это из серьёзного – плюс много мелких походов.
Заграница. Монблан; Гималаи, треккинг к базовому лагерю Эвереста через озёра Гокио; восхождение на Айленд-пик (6165 м) – это буквально рядом с Эверестом; треккинг в район Лангтанга – там же, в Гималаях; гора Сток-Кангри в индийских Гималаях, район называется Малый Тибет (тоже около 6100 м); Киргизия, Пик Ленина (7134 м); Аконкагуа – высшая вершина Южной Америки (6960 м); самый высокий вулкан в мире в Чили – Охос-дель-Саладо (6893 м); Монголия – практически весь монгольский Алтай; путешествия по Марокко, Израилю, Иордании, Европе. (И это ещё не всё!)
Что Вам больше всего нравится в работе гидом?
Знаете, это действительно то занятие, в котором чувствуешь востребованность, чувствуешь результат. И, прежде всего, ты видишь радость людей – особенно на восхождениях – и ощущаешь себя причастным к этому. И не просто причастным, а, собственно, ты и помог всё это осуществить. Потому что зачастую это мечта у многих людей, мечта, к которой они долго шли.
Например, в этом году был человек, который до меня пытался 5 раз подняться на Эльбрус, и безрезультатно. И на 6-й раз он нашёл меня, и мы с ним всё-таки поднялись на вершину в составе группы! А теперь он собирается уже на следующую гору, в этом же сезоне.
Благодаря таким историям понимаешь, что помогаешь людям. Ты видишь их эмоции, их радость, видишь их глаза, когда они на вершине – и ты этим заряжаешься, этим позитивом, этим настроем. Это и правда заряжает, и ты понимаешь ценность происходящего, что всё не просто так. Это основное.
Ну и, конечно, знакомство с разными людьми. Приходят очень интересные люди, иногда настолько интересные, что диву даёшься! Приходят, как правило, творческие люди или бизнесмены, люди, которыми что-то движет, которые не сидят в болоте, а развиваются. И это вдохновляет тоже развиваться, становиться лучше, профессиональнее, расширять свой кругозор.
Почему вы вообще любите путешествовать?
В предыдущем вопросе часть ответа: знакомство с новыми людьми. Конечно, все люди разные, невозможно нравиться всем, и бывает так, что с кем-то из группы общение не ладится. Конечно, это бывает редко – обычно из-за того, что человек нарисовал себе картинку, которая не соответствует реальности, а потом расстроился и обвинил во всём организатора…
Но, как правило, общение с группой приносит удовольствие. И моё основное послание тем, кто со мной путешествует: знакомимся и движемся дальше вместе. И часто я даже после тура приглашаю ребят к себе в гости, в Тулу, или я к ним, например, в Питер могу приехать. То есть продолжается общение на новом уровне, и ребята продолжают ходить со мной в походы дальше.
Почему ещё люблю путешествовать. Красота мест. А если это сложные в физическом плане маршруты, это заставляет меня поддерживать форму. В свои 45 я достаточно спортивен, хорошо сложен, могу многое – часто молодые ребята удивляются и вдохновляются моим примером Это образ жизни, мотивация поддерживать тело в хорошей форме.
Какие Ваши 3 самых любимых маршрута, по которым вы водите группы, и почему?
1. Поход “20 горных озёр” на Архызе. Авторский тур, я его разрабатывал полностью сам. Это поход под рюкзаком. Он разделён на 2 части: дикая часть и часть с более людными локациями, и там и там очень красиво. Увидеть в одном походе 20 горных озёр – это большая редкость! А наш маршрут выстроен так, что мы успеваем увидеть их все. Во время похода можно встретить диких животных, например, кавказскую серну, кавказского тура, и хищных птиц.
2. Тур по Иордании. Когда я первый раз оказался в Иордании, я влюбился в эту страну. Каждый день, каждая локация – всё легло в душу, всё легло в сердце. Самая главная достопримечательность – древний город Петра. Здесь снимали фильмы про Индиану Джонса, Трансформеров. Другие важные места: пустыня Вади-Рам; города Римского декаполиса – Джараш, Умм-Кайс. И, конечно, место крещения Христа на реке Иордан, по которой проходит граница Израиля и Иордании. Я не сильно религиозный человек, но здесь я как-то по особенному себя ощущаю, это не передать словами.
Но, конечно, самое главное место в Иордании – это Петра. Многие туристы, которые берут простые экскурсионные туры, приезжают большими автобусами, всего на 3 часа. Всё бегом-бегом, им показывают буквально пару достопримечательностей, люди толком ничего не успевают увидеть. А у нас получается полное погружение: по Петре мы ходим 2 дня, плюс у нас есть возможность увидеть ночную Петру – побывать на «Шоу света», когда одновременно зажигают множество свечей.
3. Гора Сток-Кангри, шеститысячник в Малом Тибете в Индии. Когда прилетаешь в Индию, то в Дели и в других крупных городах ты сталкиваешься с местным менталитетом, с местными обычаями – и немного ужасаешься всему происходящему, особенно антисанитарии. Но в северных районах всё совсем по-другому. Наше путешествие начинается как раз на севере, в городке Лех, в регионе Малый Тибет, близко к границе с Пакистаном. Здесь очень много тибетских монастырей, по трём самым крупным из них мы гуляем в первый день программы. Здесь можно увидеть статуи Будды до 15 метров высотой, много пагод. Есть монастырь очень похожий на Лхасу – главный монастырь в Тибете. То есть кроме самого восхождения есть и культурная составляющая. Местность здесь не похожа на Индию, это как будто другая страна совершенно. Но цепляет, сильно цепляет, вкупе с самим восхождением.
Какое, по Вашему мнению и опыту, оптимальное количество человек в туристической группе – как для самих участников, так и для гида?
Для гида (а не для организатора, который получает деньги с каждого участника) – чем меньше, тем проще. Это один момент.
Дальше. Надо понимать, что есть разные маршруты. Если это простой поход или поход выходного дня, однодневный сплав, корпоративный выезд на природу – там может быть достаточно много участников, думаю, до 20-25. Но всегда нужно учитывать и вопросы инфраструктуры, так что нет какой-то точной цифры.
Если мы говорим про сложные восхождения, то, например, при восхождение на Маттерхорн даже технически подготовленный гид не сможет вести больше 2 участников. Это невозможно, иначе остро встаёт вопрос безопасности этих участников.
Если мы говорим про более простые восхождения, например, на Эльбрус, то как для самих участников, так и для гида, оптимально от 6 до 9-10 человек. Такая группа достаточно мобильна, плюс обязательно в группе попадётся какой-то заводила, человек с юмором. То есть, на контрасте: 2-3 человека будет скучновато, а 20 человек – это уже целый «паровоз». Как гид, категорически не приемлю «паровозы». Да, в плане денег будет в плюс, всё остальное будет в минус. Обязательно попадётся человек, который по здоровью будет не соответствовать маршруту. Обязательно попадётся тот, кто будет негативить и подавлять всю группу в моральном плане, давать негативный окрас происходящему. Большие группы малоподвижны, мало управляемы, проблемны. Могут возникнуть травмы и несчастные случаи.
Когда в группе больше 12-14 человек, ты как гид не можешь вкладывать в участника своё видение, свою душу. Люди же приходят не только для восхождения, они хотят проникнуться особой атмосферой, а чтобы они прониклись, важно соблюдаться количество участников в группе. При «паровозе» невозможно с каждым поговорить, невозможно взять каждого за руку, что-то обсудить, рассказать какие-то случаи, рассказать, как правильно, уделить внимание, посмотреть в глаза друг другу. Для тех, кто болеет этим, живёт этим, это обязательно. Это не должен быть сырой поток, проходящий через гида просто как вода.
Подытоживаем. В зависимости от рельефа: 6-10 человек. Но на само восхождение должен добавляться ещё гид. Вообще, по рекомендации Федерации альпинизма, – 1 гид на 3-х участников. Чтобы всем обеспечить достаточно внимания, снизить риски и повысить безопасность восхождения. Максимум 1 гид на 4-х участников, в простых восхождениях. Если восхождения сложные, как на Маттерхорн, то гид ведёт 2-х или вообще 1-го участника.
Для гида чем меньше людей в группе, тем ей проще управлять. Это всегда. Конечно, вопрос коммерческий же встаёт, ведь для гида это в первую очередь работа. Но в организационном плане гиду проще так.
Вообще, что важно учитывать гиду, чтобы туристам в групповом путешествии было максимально комфортно?
У каждого участника свой запрос. Очень важно ещё до начала мероприятия донести до каждого участника, что именно будет происходить на маршруте, как построено это конкретное путешествие. Например, тот же Эльбрус. Бывают восхождения с палатками, бывают восхождения «по комфорту»: когда туристы не носят тяжёлые рюкзаки, не живут в палатках, когда есть повар. Важно понять на этапе формирования группы, что человек осознаёт, куда он идёт и даёт себе отчёт, с чем он столкнётся. И понятие комфорта у каждого своё. Кто-то хочет «жести». Говорят: «Давай Эльбрус с востока, автономка полная на 11 дней, снег откапываем, снег топим, добываем воду из снега». Есть такой запрос, но он минимален. Большинство хотят, конечно, комфорта. И вот под каждого участника, под каждую нишу, есть свой продукт. И это надо понимать.
А чтобы было максимально комфортно, нужно с участниками разговаривать, постоянно быть в тонусе, понимать их проблемы, чего он ищет, чего они хотят, как они это видят. Объяснять, почему что-то не соответствует видению человека. Потому что некоторые приходят в горы, и не совсем понимают, почему именно такие правила поведения. Начинаешь им объяснять: ребята, вы пришли в горы, и здесь свой устав – это не просто рекомендации спасателей и МЧС, эти правила прописаны кровью, предыдущим опытом, предыдущими трагедиями. Поэтому это происходит вот так, и а не так, как вы себе это представляли, не так, как вы видели у некоторых блогеров.
Ещё туристам приятно получать бонусы, которые выходят за рамки стандартной программы. Например, если гид подарил в конце тура каждому участнику книгу про путешествия, им будет очень приятно. Или если у кого-то во время похода будет день рождения, то нужно обязательно к этому подготовиться: купить воздушные шары, подумать насчёт торта (как его купить, доставить, либо приготовить). Если позволяет погода, запустить, например, небесный фонарик. Это создаёт особую атмосферу. Выход за рамки стандарта, который даёт человеку немного теплоты, немного души – это всё в плюс. Это важно для того, чтобы налаживался контакт с человеком. В первую очередь, он приехал получить эмоции, а не только зайти на вершину – прежде всего это эмоции, и вот такие эмоции надо давать.
Расскажите о каком-то удивительном или забавном случае из Вашей практики работы гидом.
Это было в 2013 году, в Катманду, в Непале. Мы прошли маршрут под Эверестом, пришли в посёлок Лукла. Это посёлок, от которого начинаются все треки к базовому лагерю Эвереста. И там летают маленькие самолётики из Катманду, то есть международный рейс прилетает в Катманду, а дальше, чтобы выйти на маршрут к Эвересту, должен быть ещё один перелёт в посёлок Лукла. Летают маленькие 18-местные самолётики, длительность полёта 35-40 минут. Летают они по погоде – у них слабая навигация, они не могут садиться в плохой видимости и при сильном ветре.
Так вот как раз когда мы закончили маршрут, пришли в Луклу, погода была нелётная. А правила полёта у них такие: если наш рейс из-за непогоды перенесли на завтра, то завтра сначала полетят те, у кого билеты именно на эту дату, а уже потом те, чей рейс перенесли.
Так вот, мы пришли, погоды нет. Один день, второй, третий… И так мы просидели около шести дней, каждый день ходили отмечаться в офис, чтобы менеджеры авиакомпании учитывали, что мы здесь, ждём рейс. С утра мы тащимся со всеми вещами в аэропорт на другой конец посёлка в надежде улететь, а рейсов нет и нет… У нас уже пропали билеты на международные рейсы из Катманду, связи и интернета практически нет, большие незапланированные расходы на еду и жильё…
На 6-й или 7-й день утром мы приходим в аэропорт и видим: стоит менеджер авиакомпании, у него в руках листы со списками пассажиров. Погода уже наладилась, самолёты начали летать ещё накануне, но мы не попали на рейс. Менеджер куда-то отошёл, списки остались на столе. Девушка из нашей группы взяла эти списки, увидела, что нас в них нет! (Мы поняли, что не попадаем на рейс из-за того, что «протаскивают» кого-то своих. Бюрократия, справедливости нет.) У неё паника – уже настолько мы все устали от этого бесконечного ожидания.
Возвращается менеджер, она пытается ему что-то объяснить на английском, разговор не ладится. И у не начинается натуральная истерика: она, как в «Операции Ы», сворачивает листы со списками в трубочку и бьёт менеджера по щекам! А мы стоим и, раскрыв рты, на всё это смотрим… В тот момент было страшно… Менеджер, конечно, этого не ожидал. Он отскакивает, в шоке, становится в стойку и готовится драться с ней. И тут русские, все, кто это видели, в том числе наша группа, в основном мужчины, создают стену. Берут и стеной эту девушку закрывают. Молча, без какой-то команды. Живая стена мужчин между ней и менеджером.
А он в неё пальцем тычет и орёт: «Ты не улетишь отсюда вообще!», орёт ещё что-то на непальском, орёт: «Полиция, полиция!» Я беру девушку за руку и вывожу из здания аэропорта. Думаю, ну всё, сейчас начнётся. Сейчас прибежит полиция, придётся обращаться в консульство, со всем этим разбираться... Я сам немного в шоке. Но я беру её и вывожу, чтобы ситуация разрядилась.
В итоге. Через 15,-2 часа всех русских собрали и двумя бортами вывезли. Такая вот поучительная история. О том, что русские могут долго терпеть, но быстро и сильно потом «выстреливают»...
В тур с Александром
Если вы хотите отправиться в тур с гидом Александром, обратитесь в Службу поддержки Awayza: support@awayza.ru.
Читайте предыдущее интервью с гидом:
Стать гидом в 6 лет, путешествовать по миру, влюбиться в Дагестан. Интервью с гидом Юрием