В этой статье я расскажу, историю одного крохотного ДТП, по которому не стоило оформлять европротокол.
Поведаю, почему стоит повременить с оформлением европротокола при ДТП, и тщательно оценить ситуацию.
Время – около 16.10, пробка по пути домой… на тахометре – 0. Ничто не предвещало беды.
Машину дернуло. Первая мысль – сломалась коробка. Взгляд на приборную панель – «ошибок» нет.
И тут в зеркале заднего вида я увидела его… виновника ДТП.
Кнопка парковки – ручник – аварийки.
Вышла. С первого взгляда – очевидный залом – 5 двери (крышки багажника), потертости бампера.
Связываюсь со своим экспертом в вопросах ремонта авто: средняя цена двери 75000 руб. «Вроде укладываемся в европротокол» - думаю я. Эксперт – «Такой залом метала говорит о силе удара, жди, сейчас буду».
Опасения подтверждаются. Бампер хоть и явных разрывов не имеет – смешен, визуально требует ремонта. Тут стоит помнить, что пластик натура гибкая и прикрывает детали куда важнее – кузовщину, датчики дверей, электронику. Вердикт эксперта – вероятность, что бампер сорван с креплений и имеются скрытые повреждения кузова 95 %. Никакого европротокола.
Забегая вперед, скажу, что эксперт не ошибся, по итогу осмотра машины оценщиками:
1. Облицовка бампера ЗДН – замена + окраска;
2. Дверь багажника - замена + окраска;
3. Панель здн. - ремонт + окраска;
4. Панель пола запасного колеса - ремонт + окраска;
5. Антенна без ключевого доступа – замена.
___________________________________________________________________________________
Что будет если ремонт окажется дороже 100000 рублей а европротокол уже оформлен? Потерпевший может доплатить разницу за ремонт сам, либо получить выплату и попробовать самостоятельно произвести ремонт за эти деньги. Потребовать от страховой большего не выйдет.
__________________________________________________________________________________
Но история не о ремонте…
К приезду эксперта, я, опрокинув спинку сиденья полулежа дремала. Свое состояние списала на давление, расстройство и усталость к концу рабочего дня. Я даже не вышла сделать фото ДТП и повреждений, просила эксперта.
Счёт времени потерян. И тут я оценила свое состояние – сонливость, тоннельное зрение, нарушение координации, нарастающее жжение в области затылка и шеи. Травмы дали о себе знать, как только отступил шок. Объявляю, что здоровью причинен вред, мне требуется врач.
С отъездом эксперта началось самое интересное. Виновник ДТП, поналетевшие словно чайки Аварийные комиссары начали уговаривать меня на европротокол, позже к ним присоединились сотрудники ГИБДД. Проскакивали и угрозы об «учетности» ДТП, и что машину я год не починю, и уговоры типа «Что вам 100 тысяч не хватит?».
У каждого свои цели:
Виновник ДТП хочет отделаться лишь повышением КБМ;
Аварийный комиссар хочет заработать (ведь за оформление при выезде ГИБДД ему не заплатят);
Сотрудники ГИБДД не хотят ехать на место ДТП и уж тем более оформлять «учётку».
ПОМНИТЕ! НИКТО из них не действует в Ваших интересах!
_____________________________________________________________________________
Как поступить Пострадавшему? Вызывать ли скорую? Как оформляться?
Вы не обязаны вызывать скорую, можете добраться до больницы самостоятельно (если в силах) на страховую выплату это не влияет. Важно только Ваше здоровье. Помните, что на виновнике ДТП (по правилам ПДД) и на сотрудниках ГИБДД (в соответствии с инструкцией) лежит обязанность по обеспечению транспортировки пострадавшего (вызовом скорой, личным или служебным транспортном).
В своих объяснениях при оформлении ДТП нужно указать своё состояние и наличие травм, в медицинском учреждении нужно указать, что повреждения были получены в результате ДТП.
Без указания этой информации, оформить учётку и получить выплату по ДТП за вред причиненный здоровью тоже возможно, просто это будет сложнее.
____________________________________________________________________________________
Что такое учётное ДТП?
Простыми словами - ДТП с пострадавшими физическими лицами, по которым в ГИБДД ведется учет.
Последствия:
1. Привлечение виновника ДТП к административной или уголовной ответственности за вред, причиненный здоровью (то есть доп. работа для следователей ГИБДД);
2. Необходимость пройти СМЭ (мед. экспертизу за чет государства. Потратить от силы пару часов) для суда над виновником.
3. Раз сходить в суд над виновником (не обязательно).
4. Возможность получить по ОСАГО выплату за вред, причиненный здоровью, утрату заработка, лечение, а от виновника - компенсацию морального вреда.
5. В случае причинения тяжкого и особо тяжкого вреда здоровью авто будет временно признано вещдоком (нельзя производить ремонт около 6 месяцев).
Ничего ведь страшного для потерпевшего? Бояться нечего.
____________________________________________________________________________________
Как было у меня?
ГИБДД отказалось оформлять учётку. Меня (исходя из самочувствия, указанного в объяснениях) отстранили от управления транспортном. Доблестные стражи порядка отпустили виновника ДТП и уехали сами, оставив меня на месте ДТП. Спустя 40 минут я самостоятельно (на такси) добралась до скорой где мне был поставлен диагноз: Сотрясение головного мозга, дисторсия (растяжение) шейного отдела позвоночника. Тут же врачи мне объяснили, что шибануло о подголовник меня прилично, а восприняла это как «небольшой рывок» я это потому, что временно потеряла сознание.
Диагноз выбил меня из жизни почти на месяц: Шейный корсет, больничный, медикаменты, ограничение физической нагрузки (мануальный терапевт ещё 2 месяца не рекомендовал даже мытье посуды), мой 30-й день рождения в шейном корсете, месяц ограничения в управлении авто и т.д.
По итогу, помимо ремонта авто, который по калькуляции в два раза превышал сумму доступную для евро протокола, по ОСАГО мне была выплачена компенсация за вред причиненный здоровью, покупку спец.мед средств и медикаментов, утраченный месячный доход (+70000). Виновник добровольно выплатил по претензии компенсацию морального вреда (+15000) и получил штраф в 5000 р. по ст. 12.24 КоАП РФ (а могли и прав лишить).
Сотрудники ГИБДД, которые устно отстранили меня от управления автомобилем (должны были составить протокол), не оформили учетное ДТП и с травмами оставили меня на месте ДТП получили жалобу в прокуратуру.
_____________________________________________________________________________
И так, почему не евро протокол?
Такие травмы как мои, часто, проявляются через какое-то время после шока, это может быть, как 20 минут, так и сутки. Получают такие «хлыстовые» травмы (даже с пристегнутым ремнем) больше 75% всех пострадавших в ДТП, и больше 30 % всех участников ДТП.
В этом случае пострадавший имеет право обратиться в страховую компанию виновника ДТП, даже если ранее стороны уже воспользовались «Европротоколом». Об этом говорится в пункте 3 статьи 14.1 закона об ОСАГО.
Однако, чем позднее от времени ДТП вы обратитесь за медицинской помощью и зафиксируете факт причинения вреда здоровью, тем сложнее будет доказать, что травмы были получены в результате ДТП. На слово Вам никто не поверит.
Отмечу, что мое состояние в следующие 3-5 дней было таким, что не до документов и страховой (для многих это вытекает в пропуск срока в 5 дней на предъявление европротокола).
Пока проходила лечение, встретила ещё двоих с подобными травмами после ДТП (обе пассажирки имеющие право на выплату по ОСАГО, и утратившие это право).
Первая (повстречалась мне на приеме к неврологу, в таком же модном шейном корсете) поддалась уговорам, и не зафиксировала что вообще находилась в машине в момент ДТП, а после за свой счет походила лечение.
Вторая (сотрудник местного почтового отделения) просто продолжила работать с адскими головными болями и сотрясением, не обращаясь за медицинской помощью вовсе.
К чему я всё это? Хочу, чтобы Вы берегли своё здоровье, знали о своих правах и защищали их.