Как известно, в бизнесе три уровня управления: оперативное, тактическое и стратегическое. На каждом уровне используются свои инструменты. RPA-роботизация - это инструмент тактического и стратегического развития компании. Не для оперативного! Это инструмент развития, а не функционирования. И он не предназначен для тех бизнесов, в которых основное внимание топ-менеджмента сосредоточено на экономии туалетной бумаги, ограничении затрат на питьевую воду или канцелярию в офисе. Не тот уровень. RPA не для тех, кто "мелко плавает".
RPA-роботы, прежде всего, помогают таким бизнесам:
- Топ-менеджмент компании придерживается планов на 3 и больше лет (ситуационное управление практикуется редко),
- Бизнес на рынке свыше трёх лет,
- В штате больше 50 сотрудников.
RPA-технология применима даже в фирмах, где понимание принципов тактического и стратегического управления достаточно общее. Например, у нашей компании есть клиенты, у которых обороты исчисляются миллиардами, но нет даже CRM.
RPA нужно тем, кто сосредоточен на эффективности управления десятками людей, у кого уже сформирован достаточно большой постоянный коллектив. Но полезнее всего программные роботы окажутся для тех, кто уже понял, что проще заменить человека роботом, чем нанимать еще одного низкооплачиваемого сотрудника. Потому что каждый дополнительный сотрудник - источник новых рисков. Найм рождает социальную ответственность перед этим человеком. Ему нужно обеспечить отпуск, больничный, страховку и так далее. Работать человек может только 8 часов, в рабочее время.
Низкоквалифицированный человеческий труд не выгоден там, где заработная плата человека сравнима с издержками на пакет социальных гарантий для него. Поэтому выгоднее для таких трудовых функций единожды сделать робота, чем нанимать человека.
Что касается размера бизнеса, чаще всего бизнес, применяющий RPA — крупный, средний и «верхушка» малого бизнеса. RPA нужно для того, кто уверенно занимает серьёзную долю международного, национального или хотя бы регионального рынка и намерен увеличить эту долю. Или собирается выйти на другие рынки. Тактическое и стратегическое управление нужно понимать как определенную нацеленность на траектории развития на этом уровне управления. И самое главное — у менеджмента бизнеса есть серьёзная озадаченность долей рынка.
Иначе говоря, лицо, принимающее решение (руководитель или собственник бизнеса - - человек) не просто «варится» в каком-то хаосе, а уже достаточно устойчиво мыслит тактическими и стратегическими категориями. Ему нужно увеличить свою эффективность, чтобы появилась значимая возможность выиграть конкурентную борьбу у оппонентов на других рынках, или стать «на голову» выше всех остальных на своем нынешнем рынке. То есть, его цели стратегического и тактического развития реализуются через отстройку от конкурентов, через выигрыш в конкурентной борьбе. Таким образом, человеку нужно получить тактическое или стратегическое конкурентное преимущество, и как раз RPA — инструмент для этого.
Но тут собственнику важно обеспечить реальную нацеленность менеджмента. Если явной целевой установки на тактическое конкурентное преимущество нет, а собственник и его топ-менеджеры просто«охраняют и поддерживают свой нынешний статус-кво», то есть:
- у менеджмента всё хорошо и прекрасно в бизнесе,
- они не смотрят вперёд и не идут никуда - просто хотят покоя и сохранения того, что у них имеется в таком же состоянии и в такой же рыночной динамике,
- у них есть небольшой прирост, и они хотят его сохранить, без замашек на что-то большее,
- менеджеры устали или обленились или перестали уделять много времени бизнесу.
В таком случае, нужно понимать, что RPA-робот не решит всех проблем развития бизнеса. RPA – это очень сильный инструмент для своих задач, который может помочь повысить эффективность бизнеса. Но им нужно умело пользоваться. Если топ-менеджер не хочет погружаться в тему RPA, в темы стратегического развития, ищет какие-то лёгкие решения своих сложных проблем, то ему не поможет RPA.
Также, если бизнес не смотрит на перспективу дальше полугода, значит отсутствует тактический уровень управления. Такому бизнесу RPA без надобности.
Что касается отдельно стартапов, RPA редко становится эффективным инструментом для них. Стартапы обычно находятся только на этапе формирования своего бизнеса и всех бизнес-процессов. Иначе говоря, ДНК стартапа ещё не собран — в организации и управлении нет принципиально новых технологий, а в процессах не решены вопросы делегирования и распределения функциональных областей по людям. И вот тут, обычно, проще нанять нового сотрудника. Это будет более понятно и просто в управлении. Потому что бизнес-процессы внутри еще не устоявшиеся, изменений предстоит ещё много и идут они постоянно. А людей мало и управлять ими пока ещё не так сложно. Нужно понимать, что основная функция программного робота - автоматизация определенных бизнес-процессов. Имеется ввиду, что процессы уже «выпестованы», чётко описаны и оптимизированы - робот делает их быстрее, исключает оттуда человека и повышает общую эффективность компании. Но для этого, процесс должен быть устойчивым, а в стартапе такой устойчивости зачастую нет.
А если в этом стартапе, где мало процессов с несколькими сотрудниками, ещё и зарплаты не превышают 150 000 руб., то область применения RPA дополнительно сужается. Нужно учитывать, что RPA - вещь не дешевая и завязана на освобождение времени у сотрудников. Но если в структуре стартапа этих сотрудников немного и их время стоит недорого – то RPA не нужно.
Однако, в любом правиле есть исключения - и стартап стартапу рознь. В случае, если есть даже несколько человек в штате с зарплатой 150 000 руб. чистыми на руки в месяц, и если имеется длительный процесс, в который они вовлекаются на полдня и больше (то есть общий выигрыш в день больше восьми часов), тогда резонно разговаривать про RPA. Тогда можно анализировать этот процесс для постройки робота. Однако, если таких процессов нет, или нет таких высокооплачиваемых людей, то применение программных роботов так же противопоказано. Равно как противопоказано и тщедушным подросткам поднимать штангу с весом для мастера спорта по пауэрлифтингу.
Другими словами, всему свое время и всему свое место. RPA - это инструмент, а инструменты надо выбирать правильно. Смотрите внимательно!