Найти тему
script bro | сценаристы

Как пережить разгромную обратную связь и комментарии по вашему сценарию

Если вы когда-либо получали честную обратную связь о своём сценарии от профессионалов индустрии, возможно, впоследствии вы испытали множество эмоций…

Разочарование, уныние, неверие, раздражение, гнев, ошеломление, шок…

Это лишь некоторые из них.

Что ж, я тоже сценарист, который показывает свои работы другим для получения обратной связи и делаю это уже более 30 лет.

Вы можете задаться вопросом, как мне, человеку, который добился определённого успеха и учит ремеслу других, удаётся с этим примириться.

Действительно ли людям, которые читают мои материалы, они нравятся, и у них есть только незначительные комментарии, которые авторам легко принять?

И даже если в них есть "большие правки", воспринимаю ли я их спокойно, со зрелостью, изяществом и воодушевлением?

Могу ли я быстро решить, к каким заметкам прислушаться и действовать в соответствии с ними, а какие игнорировать?

И тогда я сразу же приступаю к улучшению сценария, радуясь обратной связи и веря, что всё работает так, как должно? Зная, что "я могу это сделать", а затем делая это?

Одним словом... НЕТ.

Я плохо отношусь к моменту, когда "получаю комментарии".

О, я научился не защищаться, когда получаю их, и не набрасываться на человека, который их даёт, говоря им, что они неправы, или они просто что-то не понимают и т. д.

Я открыт и хочу услышать от них, какие проблемы они нашли в истории, самые большие проблемы, и честно разобраться в их реакции. В противном случае нет никакого смысла в обратной связи.

Затем я благодарю их, потому что я знаю, что нужно усилие, чтобы прочитать чей-то сценарий, сделать заметки и передать их автору. Это может быть минное поле. Особенно, если у вас есть личные отношения.

Потому что автор может возненавидеть вас за то, что вы сказали. Что, как правило, заставляет вас хотеть избежать такого исхода и не быть слишком откровенным.

Но если предположить, что люди, которые читают текст честны и знают достаточно о сценарном ремесле, чтобы я всерьёз принимал их мнение близко к сердцу – и чувствовал, что их вкусы совпадают с моими настолько, чтобы можно доверять их точке зрения, - тогда мне действительно нужно их мнение.

Я знаю, что у меня близкая связь с моей собственной работой (если только я не отложу её на несколько месяцев и не вернусь к ней). Так что мне нужен взгляд со стороны.

-2

И я теоретически знаю, что отзывы людей действительно могут указывать на то, на что стоит обратить внимание, что может улучшить сценарий.

Но когда я впервые слышу, что им что-то не нравится так, как я надеялся?

Я опустошён. Мягко говоря.

И как часто это происходит?

Практически каждый раз, с каждым сценарием.

Когда я отправляю им материал, я обычно чувствую уверенность в том, что я создал, или, по крайней мере, осторожную надежду на успех. Иначе я бы не стал этим делиться.

Но почти никого не приводит в восторг. Большую часть времени.

Будь то Том Хэнкс, Стивен Спилберг или руководитель отдела разработки проектов, делающий комментарии, или редакторы, или моя жена, или друг, которого я попросил быть честным… всё всегда идёт не так хорошо, как я хотел.

И меня это не устраивает.

И всё же каким-то образом я оказался в положении, когда совершаю то же самое с другими сценаристами по всему миру, которые обращаются ко мне за советом и помощью.

Я знаю, что причиняю им те же страдания, что происходят и со мной.

Я не получаю никакой радости от того, что вызываю такую реакцию. Это не моя месть за все комментарии, которые я получил. Точно нет. Я бы предпочёл любить что-то и хвалить это, поощрять, помогать. И в конечном счёте я так и делаю. Но я знаю, что по пути я также говорю вещи, которые приводят к определённой боли.

Я знаю это, потому что все мы, авторы, примерно одинаковы.

Может быть, вас обнадёжит тот факт, что я прохожу через тот же процесс принятия, когда не получаю желаемой реакции на свою работу и поначалу плохо воспринимаю комментарии. Так что знайте, что это "нормально". И просто принять заметки и обратную связь, это часть написания сценария.

-3

Это нелегко. На самом деле легче не становится. Что изменилось с опытом, так это моя внутренняя способность распознавать, что происходит внутри меня, что я думаю и чувствую, и почему – это является первым шагом к принятию. С психологической точки зрения. Но это не значит, что мне легче, чем остальным.

Сначала мне приходится пройти через процесс ненависти и горечи по отношению к человеку, который дал комментарии, потому что как они смеют? Очевидно, что они ничего не знают и не принимают близко к сердцу мои интересы. Затем к самой истории, как только я начинаю понимать, что, возможно, они правы. А потом на себя, за то, что так неудачно "провалился".

Затем это может быстро перерасти в безнадёжность (с некоторой долей стыда и унижения вперемешку). Как я обманывал себя, думая, что могу написать хорошую историю?

Очевидно, что я не могу. Я выбрал в качестве дела своей жизни, то, в чём на самом деле не силен и никогда не буду.

Так что я полагаю, что моя жизнь - полный провал, и никогда не будет ничем иным. И я определённо никак не могу заставить этот сценарий работать, который, как я теперь вижу, ужасен. И я потратил впустую время, когда начал писать его.

Да, это то, что происходит в голове многократного лауреата премии "Эмми".

The War of Art Стивена Прессфилда - отличная книга для того, чтобы разобраться со всем. Он называет негативные внутренние голоса "сопротивлением". Это враг любого творчества, и он живёт внутри каждого из нас.

Противоядие?

"Менталитет обеденного контейнера", когда человек просто появляется каждый день и "делает работу", что бы это ни было. Как однажды сказал Билли Рэй, большая часть написания сценария - это решение проблем.

Речь идёт просто о том, чтобы осознать, в чём заключается проблема на любом этапе процесса – в чём заключается потребность её исправить – и приступить к поиску способов её решения.

Это звучит так просто. Так что это факт. Без драматического чувства собственного достоинства на кону. Никакого эгоизма. Никакой горечи. Никаких обвинений в несправедливости или отчаяния по поводу того, как трудно по-настоящему добиться успеха.

Просто переориентируйтесь на то, как сделать что-то лучше, сделать свою лучшую работу. В то же время веря, что это стоит сделать и что со временем можно добиться прогресса, который всех устроит.

Легко сказать, трудно сделать. Но на самом деле другого способа, насколько я знаю, нет.

Вероятно, ваш следующий драфт (и мой) по-прежнему будет вызывать вопросы у людей. Так же будет и со следующим сценарием. Что вполне может означать, что предстоит ещё много работы. Но вам это по силам. Что ещё можно сделать? Остановиться? Я думаю, что это вариант. Проигнорировать все заметки и решить, что они просто не понимают истории? Это тоже вариант. Но для меня лучший способ пройти через это - честно принять обратную связь и улучшить свою историю.

Что означает упаковать контейнер с обедом и явиться на работу на следующий день, вопреки всем сомнениям и усталости.

by Erik Bork

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.