Найти в Дзене
Исследуем Кавказ

Почему кавказцы предпочитают вещи темных тонов.

Оглавление

Словом «къолан» пренебрежительно, а иногда с иронией говорили о цветных платьях, а ее обладательницу осуждали в отсутствии вкуса. Почему кавказские мужчины и женщины в прошлом предпочитали одежду тёмных тонов, редко сочетали черкески с бешметами ярких тонов? Почему для платья девушки использовали однотонные ткани и не позволяли контрастные рисунки?

Осетинки варят арак. Хетагуров К. Л.
Осетинки варят арак. Хетагуров К. Л.

Из глубины веков

Сегодня кавказскую молодежь даже в большом городе можно выделить не только по чертам лица, но и предпочтениям в одежде. Основная часть юношей и девушек выбирают сдержанные тона, редко носят цветные, аляпистые вещи.

Эта традиция зародилась в древности, когда возможности покупать ткани у горцев не было, а ткали сукно дома. Красители при этом почти не применялись - сукно получалось природных тонов.

В конце XIX в. фабричные ткани стали широко доступны, а не только высшему горскому сословию. Но несмотря на это, к примеру, мужская одежда , отличалась строгостью покроя и расцветки. Предпочитали джигиты черкески темных цветов, иногда сочетающихся с белым. Ткани для пошива выбирались одноцветные, без рисунка.

Натухаец. Гравюра Г.Гагарин.
Натухаец. Гравюра Г.Гагарин.

Характерно для горцев

Как пишут историки национального кавказского костюма, кабардинцы, адыгейцы, черкесы носили черные, серые, коричневые и реже бурые черкески. У карачаевцев преобладали черные, но были в ходу черкески коричневых тонов. Для балкарцев, осетин-горцев, отчасти чеченцев для черкесок был характерен коричнево-бурый цвет.

У осетин изредка встречались черкески красноватого тона. Зажиточные осетины, чеченцы, ингуши носили праздничные черкески из тонкого фабричного сукна черного, а в отдельных случаях темно-красного цвета.

Образ горца XIX века: ноговицы из домотканого сукна, черного, коричневого, бурого, серого, или из черного сафьяна. Плюс черные бурки, папаха, или же войлочная шляпа того же цвета, серо-белая овчинная шуба, черная, коричневая или серо-белая обувь. Вот он скромный и немого грозный кавказец.

Чеченец. Лезгин. Иллюстрация из книги Г. Ф. Паули "Этнографическое описание народов России". 1862 г.
Чеченец. Лезгин. Иллюстрация из книги Г. Ф. Паули "Этнографическое описание народов России". 1862 г.

Оживляющий башлык

Даже бешмет, который был повседневной домашней, рабочей одеждой, шили из тканей темных цветов – черной, коричневой, темно-серой.

Да, бешмет мог быть контрастного с черкесской цвета: оранжевого, светло-синего, зеленого, коричневого цветов, иногда с неброским мелким рисунком. Но выглядели они очень экзотично.

Так что бешметы белого и черного цвета считались более благородными и уместными.

Ярким, оживляющим костюм элементом мог быть только башлык. Обычно шили его из сукна черного и коричневого цветов. Нарядный башлык украшали галунами, различными кисточками, а иногда даже вышивкой. В особо торжественных случая молодые горцы могли надевать башлыки ярких тонов: красного, оранжевого, синего цветов.

Чеченец. Лезгин. Иллюстрация из книги Г. Ф. Паули "Этнографическое описание народов России". 1862 г.
Чеченец. Лезгин. Иллюстрация из книги Г. Ф. Паули "Этнографическое описание народов России". 1862 г.

Модные горянки

Горянки, даже модницы, тоже выбирали однотонные, строгие ткани для платьев. Особым спросом пользовались жаккардные ткани, но рисунок не должен был отличаться по цвету, или фактуре.

Женские платья в основном были красного цвета - в темных тонах: темно-красный, бордо, вишневый бархат или шелк. Из красного сафьяна делали праздничную обувь, иногда девичьи кожаные корсеты.

«Девушки из семей феодалов носили шапочки красного цвета, а все остальные – любого другого»,- пишет об адыгских девушках Бларамберг.

«В Кабарде XIX в. красное платье разрешалось носить только женщинам «благородного» (князья и дворяне) происхождения. Интересно, что, видимо, тяготясь однообразием, женщины некоторых княжеских семей расширили свои «права». При этом женщинам зависимых сословий запрещалось носить платья того цвета, какой был у их владелицы – княгини»,- читаем у Студенецкой.

Кабардинка. Н.Ярошенко.
Кабардинка. Н.Ярошенко.

Этнический знак

Балкарки и карачаевки также предпочитали красные и черные цвета. Только праздничные платья могли быть зелеными, табачного тона, ярко-синими ли темно-голубыми. В Балкарии, встречались еще белые, розовые платья.

Пестрые ткани, преимущественно красных оттенков, в Карачае и Балкарии допускались только для женских штанов, которых почти не было видно из под платья.

Молодые осетинки выбирали одноцветные без рисунка ткани: белый, розовый, голубой, салатный, желтый, реже красный. Но чем взрослее девушка становилась, тем больше преобладали в ее гардеробе темные тона: черный, синий, коричневый, темно-зеленый.

Одежда особый вид искусства. Национальные костюмы Кавказа свидетельствуют о тонком вкусе их создателей. Может показаться, что черкески, женские платья всех горцев одинаковы. Но это не так, цветовая гамма, аксессуары позволяют выявить этническое разнообразие Кавказа.

#кавказ #черкеска #бешмет #башлык