Такой вопрос мне задал один из моих учеников несколько лет назад. Я, конечно, немного оторопел от такого вопроса, но решил-таки запретить ученику взять с собой пиво на занятие. Впрочем, начну-ка я по порядку.
Предыстория
В то время я приходил к ученикам домой, чтобы проводить занятия. Моим учеником был одиннадцатиклассник, который еле-еле сдал два года назад ОГЭ по математике, а сейчас собирался сдавать базовый ЕГЭ.
Этого ученика я нашёл на PROFI.RU. Его тётя оставила заказ, на который я откликнулся. Мы созвонились, чтобы уточнить детали заказа. Тётя отметила, что требуется подготовить ученика к базовому ЕГЭ по математике так, чтобы он хотя бы преодолел минимальный порог. Но была одна проблема - ученик не хотел учиться и безответственно относился к учёбе. Я заверил тётю, что мне удастся с этим справится и договорился о дате первой встречи.
Первая встреча
На первом занятии мы с учеником сели за стол, я выдал ему несколько заданий, чтобы узнать, в каких темах у моего подопечного есть пробелы. Но впервые за мою репетиторскую деятельность я столкнулся с тем, что ученик не мог решить ни одной задачи.
Причём ученик сильно расстраивался по этому поводу и жаловался, что ему нужно зачем-то готовиться "к этому дурацкому экзамену" и что "этот экзамен никому не нужен". Мой энтузиазм постепенно угасал, и я всерьёз задумался о том, чтобы отказаться от занятий с учеником. Я прямо и открыто спросил его, хочет ли он, чтобы я помог ему готовиться к экзамену.
В своём воображении я уже представлял, как встаю из-за стола, выхожу в прихожую и объясняю тёте, что, к сожалению, не смогу помочь. Но ученик, прочитав в моих глазах серьёзность намерения уйти, всё-таки ответил: "ну ладно, давайте попробуем".
Я продолжил диагностику знаний ученика и через некоторое время с ужасом обнаружил, что он не знает таблицу умножения! Впрочем, были и поводы для оптимизма: ученик знал таблицу сложения и умел складывать числа в столбик.
Успехи
Через несколько занятий мы с учеником нашли общий язык. Я указал ученику на то, что его слишком сильно волнует предстоящий экзамен и что не следует переоценивать важность этого мероприятия. После этих слов ученик выглядел немного удивлённым. Наверное, все вокруг внушали ему, что экзамен - это важная веха в его жизни, а услышать противоположное мнение из уст своего репетитора было как-то необычно и странно.
Нам удалось выучить таблицу умножения, научиться складывать дроби с разными знаменателями, совершать разные действия со степенями. Хотя ученик всё время пытался от этих базовых тем отойти и задавал много вопросов по темам "Тригонометрия" и "Логарифмы", но я понимал, что без хороших базовых знаний, умений и навыков ученик не сможет преодолеть порог на экзамене. Поэтому я настойчиво возвращал ученика к этим базовым темам.
Думаю, что ученику нравились занятия со мной, потому что после каждого занятия он провожал меня до лифта, рассказывал про события из своей жизни и даже пару раз приглашал меня на рок-концерты. Но при этом на занятиях удавалось сохранить рабочие отношения: ученик частично или целиком выполнял ДЗ, проявлял интерес к предмету (пусть и небольшой) и решал задания, которые раньше решить не мог.
Случай с пивом
Как-то раз в начале занятия он зашёл в комнату с банкой пива и спросил: "Вы не против, я с пивасиком буду на занятии?". Меня этот вопрос ошарашил. Но я быстро собрался с силами и ответил, что на занятие с пивом приходить не следует. Ученик отнёс его обратно на кухню и больше не пытался пронести пиво на занятие.
Окончание истории и выводы
В конце года ученик успешно преодолел порог, причём даже с запасом в 1-2 первичных балла (уже не помню, точно).
Занятия с этим учеником сильно закалили и обогатили меня. Я осознал, что невозможно каждого ученика подготовить на высокие баллы. Но оказать позитивное влияние можно на любого ученика. Я твёрдо убеждён, что главное качество репетитора - это человечность.
Кстати, после этого случая я больше никогда не брал учеников для подготовки к базовому ЕГЭ по математике. Я пришёл к выводу, что всё-таки моя специализация - это подготовка к профильному ЕГЭ, причём особенно хорошо мне удаётся готовить учеников к самым сложным заданиям второй части. Именно этим я и занимаюсь в последние годы.