Продолжаем цикл "Политическое творчество", рассказывающий о разных известных политиках, чьё имя запомнилось не только в области их профессиональной деятельности, но и в их творческих порывах, которые порой могут потягаться с лучшими произведениями искусства лучших мастеров этой сферы.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дисклеймер: если вы знаете био нашего героя, предлагаю сразу пролистать в раздел творчества. Остальным же, кто не знает или желает освежить знания, предлагаю и с ней ознакомиться.
____________________________________________________________________________
Наверное, одной из самых очевидных и показательных фигур в моём цикле станет Александр Сергеевич Грибоедов. Да, пример действительно банальный, но не упомянуть о нём считаю просто недопустимым.
Традиционная рубрика заслуг, наград, званий и умений досье на хэд хантр, извините:
- поэт;
- прозаик;
- драматург;
- дипломат;
- лингвист (владел в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским языками, понимал латынь и древнегреческий);
- историк;
- востоковед;
- пианист;
- композитор;
- Статский советник (1828 г.);
- награждён Орденом Святой Анны (Р.И.) и Орденом Льва и Солнца (Персия).
Важно отметить, что Александр Сергеевич неоднократно высказывался о литературе как о любимом занятии:
«Поэзия! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?»
Точная дата рождения Александра Сергеевича вызывает много споров: либо 1794, либо 1795 год.
Семья интересная. Отец — Сергей Иванович Грибоедов — аристократ, отставной секунд-майор. Мать — Анастасия Фёдоровна Грибоедова (в девичестве тоже) — из старинного и знатного рода (к слову, более знатного, чем род отца). Она была прекрасно образована, так ещё великолепно играла на фортепиано. Ещё был брат и сестра. Брата звали Павел, но, к сожалению, он умер ещё в младенчестве. А вот сестра Мария Сергеевна Грибоедова стала в своё время известной арфисткой и пианисткой.
Собственно, Анастасия Фёдоровна и занималась воспитанием сына, и именно благодаря ей будущий писатель, композитор и дипломат получил очень качественное и разностороннее домашнее образование. Вообще, основной чертой Александра в его детстве считались серьезность и вдумчивость, что не могло не сказаться на столь широком "профиле" будущего дипломата.
Затем юный Саша поступил в Московский университетский благородный пансион, а позднее — на Словесный факультет и Этико-политическое (или, как сейчас бы сказали, юридическое) отделение философского факультета Московского университета. Но главное — литературные собрания дворян-студентов Московского университета в доме князя И. Д. Щербатова, где ординарный профессор, философ и декан Словесного факультета Иоганн Феофил Буле читал лекции по философии, истории и литературе. А в 13 лет юный талант становится Кандидатом словесных наук.
Далее были:
- Военная служба в чине корнета в Московском гусарском полку в период Войны 1812 года;
- Работа дипломатом в Коллегии иностранных дел (МИД);
- Знакомство с А. С. Пушкиным, П. И. Пестелем, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым;
- Романы с разными с актрисами;
- Вступает в масонскую ложу (было модно);
- Едет служить секретарем в Российское посольство в Персии;
- Подробно и детально изучает культуру и языки Востока;
- Начинает писать свое вечное произведение "Горе от ума";
- Пишет музыку и стихи;
- Двигается вверх по карьерной лестнице.
В 1823 году Грибоедов возвращается в Империю. В обеих столицах тщетно пытается издать или поставить спектаклем своё "Горе от ума", но все попытки заканчиваются ничем: пьесу читают, восхищаются, но восхищениями всё заканчивается.
Дело декабристов
А дальше происходит знакомство с будущими декабристами: Трубецким, Рылеевым и Бестужевым, что сказывается на его репутации. В самом восстании он участия не принимает, но князь Трубецкой (по доселе невыясненным обстоятельствам) на допросе оговаривает Грибоедова. Его арестовывают и сажают в Петропавловскую крепость, которая тогда была местом ограничения свободы. Во время расследования, допросов Грибоедов не признавал вины, уверенно заявляя, что общался с декабристами (большинство из которых были писателями и поэтами) исключительно на литературные темы и был принят в Общество любителей русской словесности и ни о каких тайных обществах по свержению монархии не знал. И действительно: допрошенные декабристы подтвердили слова Александра.
В 1826 году Грибоедов пишет письмо на имя Николая I с просьбой доказать его вину фактами, если таковые имеются. Императору тон письма понравился, и после некоторых "бюрократических проволочек" и проверок лично император реабилитирует Грибоедова со следующей пометкой:
"Коллежского асессора Александра Грибоедова выпустить с очистительным аттестатом. Произвести в следующий чин и выдать не в зачет годовое жалование."
История Грибоедова-"декабриста" заканчивается благополучно. За это отдельное спасибо Генералу Левашову, который выступал следователем по делам декабристов.
Последние годы
Получив направление послом в Персию, Грибоедов проездом был в Тифлисе (Тбилиси, Грузия), где встретился с хорошо знакомой Грибоедовым семьей князя Чавчавадзе. Его юная дочь Нино уже выросла, и... 33-летний Грибоедов женится на 16 летней девушке. Однако он был вынужден по долгу службы отбывать в Персию, в Тегеран, оставив Нино одну сразу же после свадьбы.
После заключения Туркманчайского мирного договора (завершивший Русско-персидскую войну 1826—1828 гг.) армяне получили возможность свободно передвигаться и переселяться в пределы Российской Империи. И один армянин Якуб Маркарьян, знавший многие персидские тайны, попытался (в связи с возможностью переехать) попытался бежать и укрылся в посольстве России. Было требование выдать его властям Персии, но Россия ответила отказом. Это послужило поводом к нападению толпы фанатиков на посольство. Его защищало всего 35 казаков, которые с многотысячной толпой справиться не могли. Александр сражался наравне с казаками, и вместе с ними же и погиб. Его изуродованное тело опознали по кусочкам мундира и по шраму на руке, полученному в своё время на дуэли.
Итак, творчество!
Литература
Рассмотрим литературу. Относится к «младшим архаистам*»: по духу ближе всего П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер, но ценили его многие (в т.ч. и Пушкин).
*Архаисты — сторонники направления в русской литературе начала XIX века. Тезис: формирование русского литературного языка на основе консервативного исторического подхода через призму традиционной национальной основы.
Помимо "Горя от ума", пишет:
- стихотворения;
- корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору» (в «Вестнике Европы»);
- комедия «Молодые супруги»;
- статья «О разборе вольного перевода „Леноры“»;
- комедия «Студент»;
- участие в написании комедии «Притворная неверность» совместно с А. А. Жандром.
- комедия «Своя семья, или замужняя невеста» в соавторстве с драматургом и театральным деятелем А. А. Шаховским и поэтом и драматургом Н. И. Хмельницким;
- драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия».
- очерки, дневники, эпистолярий;
Солидная база, не так ли? Иначе никакого "Горя от ума" и не написалось бы. Для столь большого произведения нужен опыт и мастерское владение языком.
Хочу представить одно стихотворение, посвящённое Нино Чавчавадзе: "Там, где вьется Алазань…"
Там, где вьется Алазань,
Веет нега и прохлада,
Где в садах сбирают дань
Пурпурного винограда,
Светло светит луч дневной,
Рано ищут, любят друга…
Ты знаком ли с «той страной,
Где земля не знает плуга,
Вечно-юная блестит
Пышно яркими цветами
И садителя дарит
Золотистыми плодами?…
Странник, знаешь ли любовь,
Не подругу снам покойным,
Страшную под небом знойным?
Как пылает ею кровь?
Ей живут и ею дышат,
Страждут и падут в боях
С ней в душе и на устах.
Так самумы с юга пышат,
Раскаляют степь…
Что судьба, разлука, смерть!…
- 1827 г.
Или ещё одно под названием "Поэт":
Что до богов? Пускай они
Судьбами управляют мира!
Но я, когда со мною лира,
За светлы области эфира
Я не отдам златые дни
И с сладострастными ночами.
Пред небом тщетными мольбами
Я не унижуся, нет, нет!
В самом себе блажен поэт.
Всегда, везде его душа
Найдет прямое сладострастье!
Ему ль расслабнуть в неге, в счастье?
Нет! взгляньте: в бурное ненастье,
Стихий свободою дыша,
Сквозь дождь он город пробегает,
И сельский Аквилон играет
На древних дикостью скалах
В его измокших волосах!
Познайте! Хоть под звук цепей
Он усыплялся б в колыбели,
А вкруг преступники гремели
Развратной радостию в хмели, —
И тут бы он мечте своей
Дал возвышенное стремленье,
И тут бы грозное презренье
Пророку грянуло в ответ,
И выше б рока был Поэт.
- 1820 г.
Как вам такие стихи? Обязательно напишите.
Музыка. Грибоедов пианист и композитор
Музыкальные произведения, созданные Грибоедовым-композитором, обладали чистейшей гармонией, стройностью и лаконичностью.
Александр писал для фортепиано. Основа — фортепианные миниатюры. Самые известные, конечно, два вальса. Но, к сожалению, самые важные и по-композиторски серьёзные музыкальные произведения Грибоедова (в числе которых, например, соната) до нас не дошли.
По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом. Его считали без прикрас артистом и мастером игры.
О нём говорили вот так:
«Я любил слушать его великолепную игру на фортепиано. Сядет он, бывало, и начинает фантазировать. Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки. Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы».
Грибоедов часто выступал и как солист-исполнитель, и как солист-импровизатор, и как концертмейстер для вокалистов (причем и любителей, и профи). Грибоедов настолько хорошо импровизировал, что его заставляли играть всё время на танцевальных вечерах.
Любовь Грибоедова к музицированию довольно быстро разошлась по аристократическим кругам, что сказалось на дуэли композитора. В 1818 году Александру Сергеевичу пришлось участвовать в знаменитой «четверной» дуэли (Завадовский-Шереметев и Грибоедова-Якубович). Якубович специально ранил Грибоедова в ладонь левой руки, чтобы лишь возможности играть на фортепиано (Якубович это признавал). Однако руку Грибоедов спас и смог восстановить возможность играть, что несказанно его радовало.
К слову, на близости и дальнейшей свадьбе с будущей женой Нино Чавчавадзе сыграл тот факт, что Грибоедов во время своей остановки в Тифлисе давал 16-летней девушке уроки игры на фортепиано. А творчество, как известно, объединяет.
В итоге, Нино (или Нина) Александровна Чавчавадзе часто играла в кругу друзей фортепианные пьесы своего мужа после его смерти. Современники вспоминали, что эти пьесы были «весьма замечательны оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою; из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести…». Но, как я уже и говорил, эта соната и другие пьесы Грибоедова для нас потеряны – они существовали, очевидно, только в рукописи.
Такова история ещё одного талантливого человека, который мог буквально всё. "Талантливый человек талантлив во всём" - эта фраза однозначно про Александра Сергеевича Грибоедова.
______________________________________________________________________
Смотрите также другие части цикла:
______________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊