Мы продолжаем про бенефициаров пандемии. И решили, что эти ребята заслуживают отдельной статьи и награды в номинации «фортуна года».
Чтобы понять о чем мы, давайте откатимся в 2019 год и представим то время, когда мы могли без маски покупать Биг-Мак и ходить в Икеа, Zara и тд.
Есть такая прекрасная штука в Татарстане - Иннополис - один из немногих работающих инновационных кластеров в России. И вот осенью в сети появляется ничем не примечательная новость о том, что никому неизвестная японская компания Mirai Genomics совместно с Российским Фондом Прямых Инвестиций решают создать совместное предприятие в этом Иннополисе для поставок и локализации производства японского оборудования для выполнения экспресс ПЦР-тестов на выявление гриппа и пневмонии. По сути основным продуктом должны стать небольшие анализаторы, которые с виду напоминают чемоданчики, для исследования инфекций методом ПЦР и соответствующие реагенты. В компанию выделяют 4,5 млрд рублей и процесс запускается – так появляется Evotech Mirai Genomics. И про компанию почти сразу же забывают.
Но вот наступает 2020 год, и начинается вся эта заворушка с SARS-CoV-2. Представьте как новой молодой компании повезло: у них один из инвесторов фактически государственный игрок, который может с двух ног входить в любую организацию и лоббировать свои интересы? А еще, имея статус резидента инновационной зоны с привилегиями по налогам и козырем в виде того, что многим государственным и крупным частным игрокам «полезно для кармы» сотрудничать именно с резидентами подобных площадок как Иннополис или Сколково – какие перед ними открываются горизонты?
Компания почти сразу получает картбланш и зеленый свет на любую хотелку, лишь бы помочь государству с последствиями пандемии: ребята очень быстро получают все разрешительные документы на ввозимые приборы, на реагенты, и начинают почти моментально получать крупные контракты. Ведь раньше, в технологии мобильного экспресс ПЦР-тестирования были заинтересованы пара-тройка госпиталей в Татарстане, а суммарное возможное количество контрактов можно было посчитать на пальцах. Но что теперь? Вместе с ковидными ограничениями и требованиями тестировать всех и вся компания начинает получать контракты с десятками медицинских госучреждений, госкорпораций и крупных частных компаний – их начинают хотеть буквально все:
- Коммерческие лаборатории и крупные медцентры, чтобы иметь преимущества перед конкурентами
- Государство для оснащения больниц и мобильных госпиталей и быстрого тестирования поступающих
- Авиация, строительные компании, нефтяные и прочие добывающие компании, чтобы быстро тестировать свои смены и вахты
Представьте, сколько это тестируемых каждый день, сколько нужно для этого оборудования, а главное – сколько готовы заплатить все эти Газпромы, Роснефти, Министерства здравоохранения, Гемотесты и так далее? Ответ – много.
И вот вспышка, и 2020й год для компании получается сверх успешным и за первый год существования она зарабатывает 7,7 миллиардов рублей и почти 4 миллиарда чистой прибыли, которые сразу же забрали акционеры.
Но, к сожалению, дальнейшего экспоненциального роста не было, так как в 2021 году все уже поняли, что COVID не такая опасная штука, спрос на тестирование спал, а на экспресс-ПЦР тем более, а чуть позже подключилось ФАС, которое стало регулировать ценообразование, поэтому за «срочность» выставлять завышенные тарифы не получалось и клиентов у компании сильно поубавилось (в 2021 году в сравнении с 2020 тарифы на исследование COVID методом ПЦР в целом упали примерно в 2 раза). И это так же не могло не отразиться на финансовых результатах компании: выручка составила уже 3 млрд рублей, а прибыль – 1,5.
К счастью, это все равно не мешает компании развиваться дальше и они анонсируют, что будут расширять линейку тестов и, все же выпустят:
- реагенты под экспресс ПЦР-тестирование гриппа и других популярных инфекционных заболеваний
- автоматизированную станцию для ускоренного выделения РНК (она уже есть и доступна для заказа)
- домашние мини-лаборатории для ПЦР-тестирования как COVID, так и других заболеваний в будущем
Вот такая получилась фортуна: то, что по плану должно было отбиваться 5-7 лет, окупило себя за 2 года – «пятилетка за два года».
Ну и в качестве финального интересного наблюдения. Помните нашу большую статью про Лабквест? Так вот там в разный период времени работали два бывших ключевых сотрудника Инвитро: Сергей Амбросов, который был генеральным директором Инвитро до 2017 года и Андрей Войнов, который был директором по маркетингу в том же Инвитро до 2016 года. Так вот оба они успели поработать в клинике Елены Малышевой, а потом перейти в Лабквест в 2020 году, как в раз тот момент, когда начался развод основной команды Лабквест и их инвесторов. В результате оба покинули проект, и, если Сергей пошел уже своим самостоятельным путем, то Андрей перешел работать на героя нашей статьи - директором по маркетингу Evotech Mirai Genomics. Вот такой он – маленький лабораторный мир :)
На этом у нас все, но это не точно…
Будьте здоровы!