Сколько раз от невежественных в духовных вопросах, неверующих коллег-психологов я слышала: "Но все ведь белыми нитками шито: сначала церковники напридумывали правил, потом людей обвинияют в их неисполнении, люди в чувстве вины приходят на исповедь, а батюшка его "разрешает" - очередное внушение, что теперь греха на тебе нет, вот и облегчение. Неужели непонятно?"
Ну для отрицания существования Бога и нахождения причины для невоцерковления - вполне понятная история.
"Воцерковленные - средневековье какое-то! Перекладывают ответственность на Бога вместо того, чтобы своим умом и усилиями жить! Инфантильность! Цивилизованный мир живет другими ценностями!"
Что я думаю об этом как психолог и православный человек?
Я четко для себя разделяю невротическое чувство вины и стыда и истинные вину и стыд, когда мы действительно совершили намеренный или нечаянный проступок, а то и приступление против закона, морали, Божьих установлений.
Как бы там ни было, но совесть считается присущей каждому человеку. И именно по ее отсутствию или наличию (а точнее, проявленности) человека судят как психически здорового или как психически больного.
А что такое голос совести, муки совести, самоосуждение в ответ на реальную провинность против Бога, себя или другого человека как не действие Бога в душе, толкающего на путь покаяния - то есть возвращения к здоровым установкам для реализации жизни?
Кстати, невротические чувства вины и стыда (о которых говорят мои коллеги) требуют годами накатанного повторения обвинения и пристыжения со стороны значимых взрослых в детстве. И у них может быть любая, в том числе и религиозная подоплека (если религия используется как способ манипуляции и управления детьми в семье, такое, увы, тоже есть).
И что характерно для невротических вины и стыда, снять их отнюдь непросто, даже работая со специалистом. На это нужно немалое время и глубинное погружение в пережитый в детстве и прошлой жизни травматический опыт.
Так что невротическое чувство вины накинуть на взрослого, фильтрующего поступающуюю информацию человека (чтобы привлечь его в храм), также, как и быстро потом снять его, просто незможно.
Бог совершает чудо отпущения грехов через священника только в одном случае, если на исповедь пришел человек с глубоким чувством покаяния в содеянном грехе.
А чтобы раскаиваться, нужно сначала осознать свое преступное деяние и признать себя виновным, затем искренне пожелать восстановиться в образе достойного человека и понять, что это практически уже невозможно, если преступление непоправимо, и нет такого возмещения ущерба, который мог бы покрыть урон пострадавшего или собственный урон.
Муки совести работают так, что человек буквально ощущает себя загнанным в угол, отчаявшимся, падшим...
Православная церковь вслед за Богом-Отцом и Христом акцентирует внимание на исполнении заповедей именно по этой причине: механизм совести встроен в дух человека и сработает в случае нарушения богоустановленных правил жизни, доставляя "преступнику" невыносимую боль...
От этой боли не спасает психолог или психотерапевт, от нее годами избавляет только покаянный путь, избранный для компенсации содеянного.
Если ущерб невосполним, пострадавшая сторона правомерно непреклонна, нет сил и точек опоры внутри, чтобы восстановить себя, только Бог, прикасающийся буквально к человеку в Таинстве, может облегчить его растерянность и боль, вразумить на дальнейшее движение по жизни, которое будет иметь смысл и сопроводить до конца, до разрешения и отпущения это движение, потому что оно точно будет архитрудным.
Мы ограничены своим телом и в то же время небесно безграничны в мыслях, духе, чувствах, воспоминаниях, мечтах, воображении. Кто станет это отрицать?
Ели бы не было души в нас, мы были бы совершенными, безошибочными роботами, но, как часто, мы идем на преступление именно под влиянием душевного порыва, зная головой, что так делать не стоит.
И как часто застревание в этом душевном порыве мы не можем преодолеть ни самостоятельно, ни в союзе с другими людьми?
А Бог легко помогает в этом!
Почему?
Да потому что разгружает нас Своей Силой от противодействия нашей совести темных сил.
Каждый раз причащаясь, я ощущаю непередаваемую УМИРОТВОРЕННОСТЬ И ТИШИНУ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ, которые приносит в душу Христос.
Каждый раз я по-детски искренне поражаюсь тому, как неожиданно и изящно разрешаются сложнейшие жизненные ситуации, когда обращаешься за помощью к Богу.
...Стоят люди на берегу огромного теплого океана и поговаривают: "Да какой там океан...по всему же видно...лужа, да и только! И лезть туда нечего, ноги только мочить..." И при этом видят же массы ныряющих, плывущих, радостно плещущихся в воде собратьев, которые счастливы быть окутанными нежными, материнскими волнами океана, олицетворящего Бога.
Идя к Богу, выключите человеческую логику, она здесь не работает!
В общении с Богом все ЧУДЕСНО и необъяснимо, все МУДРО И ПРОНИЗАНО ЛЮБОВЬЮ к нам, людям, ЧУДЕСНОЙ ВСЕПРОЩАЮЩЕЙ ЛЮБОВЬЮ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОРЯДКА!
Во славу Божью, с любовью к читателям!
Евгения Спиридонова, 2022 год.
Надеюсь, статья Вам понравилась, и Вы отметите это лайком и подпиской).