Когда заходит речь о Владимире Высоцком обязательно появляется человек начинающий изображать из себя эстета и прямо заявляющий, что Высоцкий ему скучен. Скучен – проходите мимо. Я лично к Владимиру Семеновичу отношусь с глубочайшим уважением и считаю, что наш русский рок вышел, в том числе и из его песен. Возможно, если бы наши рокеры ориентировались на ВИА, то история сложилась бы иначе. Отчасти даже она могла бы сложиться схоже с американской версией, но нет. Мы пошли иным путём. Про США я тут неслучайно вспомнил-то. Там и термин существует специальный – гаражный рок. Он местами весьма схож с нашими ВИА. Другой вопрос, что многие наши коллективы не имели возможности оставить после себя какие-то записи. Те же что имели, зачастую просто фиксировали свои песни и не работали над звуком. Звук же в рок музыке для меня играет немаловажную роль. Впрочем, говорить я собирался не о рокерах. Речь пойдёт о Высоцком.
Если отбросить всю эту пену мнений на тему того, что он был переоценен, то можно выявить удивительные вещи. К нему положительно относятся как представители эстрады, так и представители рок музыки. Одинаковое уважение переходящее иной раз в обожание. Не думаю, конечно, что все эти люди испытывающие симпатии втихаря его по вечерам слушают, но факт остаётся фактом. На протяжении нескольких десятков лет персона Высоцкого так и остаётся недосягаемой в плане авторитета и известности. Речь идёт при этом не об авторитете, который можно запросто перечеркнуть какими-то своими поступками, а том авторитете, который отразился в культуре. Ведь самого Высоцкого нет, а его влияние по-прежнему есть. И дело не в том, что его песни до сих пор кто-то ежегодно исполняет как на большой сцене, так и в подземных переходах. Тут интересен сам феномен, как московский интеллигент сумел стать своим для людей абсолютно из разных вселенных. Ведь к нему относятся уважительно и уличные музыканты, и эстрадные певцы вроде Сергея Шнурова.
Естественно у многих имеется обязательно желание начать кого-то сравнивать с Владимиром Семеновичем. Неоднократно я слышал фразу – да это же современный Высоцкий. На мой взгляд, такие утверждения как минимум странно звучат. Во-первых, зачем нужен кому-то второй Высоцкий? Во-вторых, необходимо в обязательном порядке учитывать контекст времени и места где он творил.
Ну как можно примерять на сегодняшние реалии Есенина или Маяковского? Никак. Они уже вписаны в код нашей культуры. Так же как туда вписан Высоцкий. Он ведь там в одном ряду теперь стоит с Пушкиным и Лермонтовым. Это явления одного порядка и пытаться примерить их на сегодняшних творцов как минимум странно. Дело даже не в масштабах, а в том, что некоторым творцам необходимо пройти проверку временем. Высоцкий без сомнений её прошёл. С момента его ухода уже стукнуло 42 года. Это серьёзный срок, за который можно сделать определённые выводы.
Из недавних современников с ним можно сравнить разве что Виктора Цоя по популярности, но точно не по магии слова. При всём уважении Виктор не умел так обращаться с языком как Владимир Семенович. И дело тут не в образовании или происхождении. Тот же Юрий Хой как по мне на голову выше Цоя в плане сочинительства, так что дело тут именно в природных данных. И ни одного из перечисленных музыкантов я бы не стал сравнивать с Высоцким. Калибр разный.
Мы можем допустить, что спустя ещё несколько десятилетий примерно так же будут относиться к Сергею Шнурову, но это лишь теория. Тем более нет никаких гарантий о том, что его вообще забудут через четверть века. Высоцкий же явно никуда не исчезнет из информационного поля ни через 25 лет, ни через 50.
Наверное, он мог бы исчезнуть имей хоть немного меньшую популярность, но так уж вышло, что его действительно любила и знала вся страна. Небольшие исключения в расчёт не берём. Как минимум его голос был узнаваемым и даже далёкие от его творчества люди безошибочно могли определить, что это именно он поёт. О том, что его имя было прекрасно известно даже и речь вести не стоит.
Таким образом, Высоцкого можно считать тем человеком, который сумел повлиять на нашу современную культуру и стать одним из её столпов. Причём он повлиял даже на ту часть культуры, которая будет от этого отпираться. Ведь есть же всякое подсознательное, вот там-то он и сидит. Размышлять же о том, что он многое не успел не стоит. На мой взгляд, он успел столько, сколько некоторые не осилили бы и за десять жизней. И всем нам отмерено ровно столько, сколько положено.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.