Говоря о советском звуке ,нельзя обойти вниманием тему широкополосников .
Особенно больших 12 дюймовых кинотеатральных шириков 4а-32 ,тема нишевая и окутанная мифами.
Мифами о том ,что они созданы по трофейным технологиям немецкой фирмы Телефункен, которые в свою очередь те обнаружили во время экспедиции по поиску Шамбалы где то в пещерах Тибета.
Мифами о том ,что японские колонки за две тысячи долларов не нужны ,им надаёт по щам 50 летний Ломо 4а-32 , купленный у завхоза сельского ДК за пару бутылок ,и интегрированный новым владельцем в корпус на базе старого двух метрового шифоньера.
TQWP , лабиринт , четвертьволновой резонатор , труба Войта , Лабиринт Рогожина ,Онкен - популярное развлечение для любителей пилить и строгать , где без 4а-32 или 10гдш не обходится ни один проект.
И иногда истории о зашкаливающей хайфайности 4а-32 можно слышать даже от тех ,кто эти японские колонки имел в пользовании и не одни.
Десять лет назад ,когда у меня не было вообще никаких колонок кроме пк акустики , я конечно же видел на ютюбе видеоролики А.Левчука (сайт Звукомания) о различной советской аудио аппаратуре .
И кроме прочего ,широкополосникам он уделял особое внимание. Правда речь шла о эксплуатации с ламповым усилителем.
Тогда он был наверное единственным блогером по теме советского звука.
И насмотревшись его видео ,мне аббревиатуры Кинап и Ломо ,казались волшебными заклинаниями из Гарри Поттера , призывающими райское звучание за небольшие деньги.
И я заочно уверовал ,что никакие с90 с этим звуком рядом не лежали и тд))
Но найти такие динамики на местности было не просто. И обычно они шли в комплекте с огромными концертными колонками типа 30А-142 ,а у меня тогда даже усилителя не было.
В общем я про эту тему забыл . А потом наступил период когда я начал скупать вс советские ас ,начиная с маленьких ,переходя на 35ас и всякие Корветы 150ас.
Но 4а-32 игнорировал до последнего ,потому что понимал ,что широкополосникам нужен ламповый усилитель ,иначе звучать будет жёстко и крикливо.
Да и веры в звук шириков поубавилось после знакомства с 10гдш .
Я его не перевариваю и скроее всего 4а-32 звучал бы на транзисторном усилителе так же.
Так и оказалось...
Весной этого года по воле случая я купил концертные колонки 30а-228 , всего за 5500р
Это большие ящики с 4а-32 ,плюс рупорные дуделки.
Правда 4а-32 немного не те ,какие бы хотелось ,но за такую цену отказываться было нельзя.
Суть в том ,что все 4а-32 зовутся Кинап . Кинап это сеть советских производителей кинотеатральной техники.
И 4а-32 производили как минимум три завода , в Ленинграде ,Уфе и Самарканде.
Ленинградские динамики маркировались брендом Ломо, Ленкинап и как говорят были по звуку на голову выше остальных.
Да и конструктивно имели заметные отличия от Уфимских и Самаркандских вариантов ,поэтому стоят дороже.
Так же есть деление на кобальтовые и ферритовые. Очевидно кобальтовые выпускались до 1980 года ,пока он не скакнул в цене. И с кобальтом звук вроде бы лучше, мягче.
В моих 30а-228 были ферритовые самаркандские 4а32 ,то есть самый упрощённый вариант.
30а-228 имеют разделительный фильтр ,вроде бы второго порядка и корпус в виде ящика с фазиками.
хотя это не трубы фазоинвертора ,а просто дырки.
Но суть в том что это не открытый ящик и задняя стенка присутствует.
Чтобы оценить чудесное звучание 4а-32 ,я протянул к ним кабель напрямую ,не вытаскивая из корпуса и включил в полную полосу в обход фильтра колонок.
плюс с минусом разумеется не путал ,батарейкой проверял.
И это звучание достойно множества слов.... но по большей части ругательных)
Абсолютно ничего хорошего не услышал , верхов нет , низов нет , только середина и та не детальная.
Звук примитивный , наверное хуже ,чем самые неказистые советские ас ,как 50ас-106
Никакой особой натуральности или обьёмности я с Ямахой а-9 1979 не уловил.
Где то жёстко ,где то ватно ,где то крикливо,где то серо и скучно. Подобное я уже слышал на 10гдш.
И я вообще не любитель такого ,скорее хейтер шириков)
На фоне этих динамиков , S-90 кажется замечательным звуком, где есть и сцена и верха и низы)
Единственное ,что 4а-32 где то в узком сч диапазоне чуть чуть лучше ,чем с90.
Колонки большие ,возможно их нужно ставить пошире ,а у меня нет места и тд. Но едва ли это что то изменит.
И плюсов , 4а-32 Самарканд можно слушать долго ,не сильно уставая ,именно фоном.
Наверное из за того что там завал по вч .
Как этот аппарат будет звучать с ламповым усилителем ,могу только гадать ,как и о звучании "правильных" Ленинградских Ломо на кобальте.
Может быть тогда бы я что то понял ,но пока что это всё очень мыльно и странно.
А ведь в глубине сознания теплилась мысль ,что 4а-32 это высокий хайфай за копейки) Детальный как Ямаха ns-1000))
А на самом деле не детальный и невнятный ,как S30)
Слушал я 30а-228 и в сборе с рупорными вч,через разделительный фильтр.
В таком виде баса и вч больше ,но слушать эти рупора тяжело вблизи, голова болит.
И никакой это не хайфай ,а помойный звук.
Пробовал включать их вне корпуса , баса вообще не было ,а звук лучше не становился.
подключал из интереса эти колонки и к германиевому усилителю П-70 , тоже хорошего не услышал.
Так что пока для меня и цены на 40 летние 4а-32 и наличие спроса на них непонятны
Как и энтузиазм самодельщиков ,строящих башни в оформлении лабиринт ,чтобы добиться от этих динамиков баса ,с помощью громоздкой ,сложной конструкции.
Были и у меня и 10гдш двух версий ,и 4а-32 ,и 5гдш-5-4 и 5гдш-1-4
Всё это с транзисторником звучит как радио ,очень на любителя.
Разве что с Аккордом 201 стерео , 4гд-35 а оя звучат интересно.
И аргумент ,что "таких больше не делают" здесь не работает . Делают что то очень похожее ,и это называется Ноэма 100гдш , 150гдш.
Говорят ,что это те же 4а-32 ,но производимые до сих пор для концертной аппаратуры.
По сути 4а-32 это громкие кричалки без баса ,и для эстрадных колонок это норма. Бас там добавляют сабвуферами ,вроде как и в СССР были бас секции.