В период Гражданской войны российская экономика переживала сложнейшие времена: рост цен, падение производства, выпуск различных «региональных денег», чехарда правительств и «передела собственности».
В таких условиях любая армия казалась неплохим вариантом: тебя хотя бы накормят и, в перспективе, дадут оружие. Более того, практически все разнообразные армии периода Гражданской что-то платили своим бойцам и командирам.
На белогвардейцев у немалой части современного общества есть два предельно полярных взгляда: «белые рыцари за идею» и «бессовестные наемники капитала». Забавно, но в реальности можно отыскать в белом движении как реально идейных бессребреников, так и банальных грабителей, сменивших за карьеру по пять-шесть «хозяев».
Часть из которых в будущем реально станет уже просто наемниками на службе иностранных государств (например, в Китае или в Иностранном легионе Франции). Сами белогвардейцы в мемуарах почти поголовно признавали грабеж населения, в воспоминаниях несколько разнятся лишь масштабы. Широко известно выражение В. В. Шульгина: белое движение начали «почти святые», но закончили «почти бандиты».
И здесь возникает интересный вопрос: сколько же зарабатывали белогвардейцы?
Тут есть несколько важных моментов. Во-первых, единой системы вознаграждения у белых не было вообще никогда (в этом их отличие от РККА). В лучшем случае — единые «фронтовые рамки» (ВСЮР А. И. Деникина, армии А. В. Колчака и т.д.). Во-вторых, начинали действительно с добровольцев, которым не платили почти ничего (период Ледяного похода и первых казачьих восстаний).
Но затем белые, беря под контроль заметные территории, приходили к более «солидным» суммам. В-третьих, гигантская инфляция (цены росли быстрее «зарплат»). Последний пункт зачастую не позволял белым содержать семьи, в результате чего они добывали деньги разнообразными «темными» путями. Что неминуемо вело к развалу белого лагеря.
Но перейдем теперь к конкретике. Первые белогвардейцы довольствовались пайком и, после декабря 1917 года, небольшими суммами (75 — 270 рублей). Речь идет о Добровольческой армии и казаках атаманов А. И. Дутова и Г. М. Семенова (А. И. Деникин. Очерки русской смуты. / М. Г. Дроздовский. Дневник. / В. Е. Павлов. Марков и марковцы.)
Дутов сам получал 150 рублей в месяц, своим же «боевым товарищам» предоставлял только одежду, питание и квартиры (что тоже неплохо, плюс трофеи).
Впрочем, офицеры Семенова уже в «раннюю Гражданскую» могли позволить себе солидные траты: ресторанные расходы «семеновцев» доходили до нескольких тысяч рублей на человека «за один присест». Разумеется, такие доходы были следствием грабежей, добычи трофеев и «работы в контрразведке» (то бишь вымогательств). Так что разделение на «святых и бандитов» началось уже с первых месяцев Гражданской (А. А. Шувалов. Материальное обеспечение офицеров белогвардейских армий на юге и востоке России в период Гражданской войны. / Вестник Брянского государственного университета.).
В дальнейшем, в 1918 году белогвардейцы Добровольческой армии получали от 30 (солдаты) до 1000 рублей (генералы).
А вот в Народной Армии Комуча солдаты и командиры поначалу получали одинаково, до осени 1918 года. Суммы во многом были чисто символические.
Что интересно, на многих фронтах белые лидеры стремились повысить «рейтинг» путем увеличения окладов. Так, в Донской армии П. Н. Краснова (1918 год) жалованье казакам увеличилось с 10 до 75 рублей, сотникам — с 500 до 1000. На востоке, когда А. В. Колчак пришел к власти, он сразу же увеличил оклады всем бойцам и офицерам на четверть. При нем, однако, усилилось и «расслоение»: младший офицер получал 480 рублей, командующий армией — почти 2000.
Вы меня сейчас спросите: а как нам эти цифры оценивать? Что на них можно было купить. Вот, тут начинается самое «веселое». Инфляция и рыночек, который «порешал». Да, на бумаге белые оклады неизменно росли.
При П. Н. Врангеле, например, уже поручики и подпоручики получали... 12 тысяч рублей! Вот как жизнь-то похорошела, при «черном бароне»... или нет?
Дело в том, что на белой территории в 1920 году простая газета стоила... 500 рублей. А обед в посредственной «забегаловке» — тысяч пять, не меньше (РГВА, ф. 40066, оп. 1, д. 1. / А. А. Шувалов. Упомянутая статья.). Вот и думайте...
Да, и А. И. Деникин, и П. Н. Врангель в своих мемуарах писали о том, как они хотели повысить своим офицерам и бойцам оклады, обеспечить их семьи... но не выходило. Собственно, вот слова самого Антона Ивановича:
«Казнокрадство, хищения, взяточничество стали явлениями обычными, целые корпорации страдали этим недугом. Ничтожность содержания и задержка в его получении были одной из причин этих явлений. Так, железнодорожный транспорт стал буквально оброчной статьей персонала. Проехать и отправить груз нормальным путем зачастую стало невозможным...» (с) А. И. Деникин. Очерки русской смуты.
Далее, слово уже Петру Николаевичу:
«Весьма озабочен был я и облегчением тяжелого положения служащих военного и гражданского ведомств. При беспрестанном вздорожании жизни, их положение, особенно семейных, было невыносимо тяжело...» (с) П. Н. Врангель. Записки.
При таких раскладах, разумеется, фронтовые и тыловые части белогвардейцев использовали любую возможность для получения «лишних средств».
В тылу это сводилось к взяткам, валютным спекуляциям, воровству имущества (в том числе — запасов иностранного снаряжения), работе в «контрразведках» (о деятельности которых сам А. В. Колчак вспоминал на допросе в 1920 году с большим негативом).
На фронте — к грабежам, обиранию пленных и к оказанию «услуг». Например, некоторые белогвардейцы на бронепоездах возили сахар и мануфактуру (срывая тем самым снабжение частей). Стремление к «реалдобу» часто мешало проведению военных операций (например, знаменитый конный рейд К. К. Мамантова мог быть гораздо успешней).
«Высшее начальство не могло справиться с грабежом. Все солдаты, большинство офицеров и даже некоторые начальники при удобном случае грабили...» (с) С. И. Мамонтов (да, ещё один Мамонтов). Походы и кони.
Тем не менее, большая часть «рядовых белогвардейцев» (включая офицеров) не сумела собрать достаточно средств для нормальной жизни за границей. Потому они становились грузчиками, таксистами, наемниками. В бедности оказывались даже белые генералы, как Я. А. Слащев, например. Многие из-за материальных проблем возвращались в Советскую Россию...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.