Найти тему
Мила Алич

300 спартанцев или пойдут ли в Россию иранские беспилотники?

Наверное, все так или иначе слышали новость о том, что Россия, якобы покупает у Ирана беспилотники, в количестве 300 штук. Так сообщает нам The New York Times. Правда, власти России и Ирана, не подтверждают наличие каких-либо договоренностей на сей счет. Но как и во всех подобных делах, наполненных недосказанностью, тут же открылась масса всевозможных слухов и спекуляций.
Дроны стали модной темой на сегодня. Вооружение, как и методы ведения войны, так же подвержены «моде» как и все.
Тухачевский был фанатически увлечен "безоткатками", считая необходимым ставить их на все что движется, причем в максимальных калибрах. Видимо это был человек который впервые сформировал идею гантраков и шахид-мобилей. Ворошилов признавал стремительные кавалерийские атаки.
Вторая мировая выдвинула на первое место механизированные корпуса и танковые клинья. В разное время на первое место выдвигалась авиация, позже уступая место ракетным технологиям. Американский генерал
Джеймс Кэтрайт фанатично верил в будущее маломощных ядерных зарядов, Хрущев признавал только самый мощный ядерный боеприпас. Каждая новая война существенно меняла представление о роли и месте тех или иных вооружений на Театре военных действий (ТВД).
Беспилотной революции не произошло. Россия показала в Сирии, что беспилотник уязвим, как и все материальное, при наличии грамотной работы ПВО. А участие Турции в конфликте в Закавказье показало, что беспилотники представляют серьезную угрозу для армий прошлого столетия.
Тем не менее, в ряде случаев они просто необходимы.
Беспилотники можно получить следующими способами.
1. Разработать и производить самими.
2. Закупить готовые или купить лицензию и все необходимое для этого.
Первое. Россия, по известным причинам, пропустила время активной разработки БПЛА, фундамент закладки которого пришелся на 90-е. Хотя ее первый беспилотник был построен и принят на вооружение в СССР еще в 1974 году (Ту-141 и Ту-143). Задолго до многих тех, кто разрабатывает и производит их сегодня.

Первый советский беспилотник Ту-141"Стриж".
Первый советский беспилотник Ту-141"Стриж".

Сегодня Россия активно догоняет упущенное, беспилотники поступают в армию, однако процесс этот достаточно сложен, - он связан с серией коррупционных скандалов и финансовых потерь.
Достаточно вспомнить тяжелую судьбу
ОКР «Альтиус-О», заложника казанских «разработчиков» (ОКБ "Сокол"), деньги на которые исчезали в оффшорах. Разбираясь в деталях, складывается ощущение, что вовлеченные в проект, более занимались имущественными дрязгами и отмывом полученных денег, поднанимая кого не лень под этот проект. Вместо собственно разработки.

ОКР "Альтиус-О". Беспилотник с тяжелой судьбой.
ОКР "Альтиус-О". Беспилотник с тяжелой судьбой.

Странно, что эти разработчики обошли на тендере ОКБ МИГ. Впрочем, проект передали заканчивать на Екатеринбург на УЗГА (Завод №404). Каков все-таки будет итоговый образец в металле – неизвестно никому – никто не может точно сказать – соответствует ли в итоге проект заявленным требованиям.
И пока
«Ростех» наконец не разберется с пулом своих НИИ, ОКБ и производств, быстрое и качественное насыщение армии беспилотниками можно не ожидать.
Интересный и реально доведенный до конца образец – это
«Иноходец-РУ» (экспортный вариант - "Орион-Э"). Это уже поступающий на вооружение современный БПЛА класса MALE (Medium Altitude, Long Endurance), от питерского КБ «Кронштадт» (для производства этих беспилотников построен специализированный завод) Беспилотник уже ветеран. Отработал по террористам в Сирии и уничтожал воровской нефтяной бизнес туркоманских террористических группировок.

"Кронштадтский" беспилотник. Он уже есть.
"Кронштадтский" беспилотник. Он уже есть.

Создаются беспилотники более специализированных задач, как например БПЛА ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружения и управления) "Гелиос"

Эта "птичка" должна будет обнаруживать управляемую ракету за 250 км, артиллерийский снаряд со 100 км. Вот и решение проблемы НIМARS.
Эта "птичка" должна будет обнаруживать управляемую ракету за 250 км, артиллерийский снаряд со 100 км. Вот и решение проблемы НIМARS.

И конечно С-70 «Охотник», беспилотник тяжелого класса, который в состоянии работать в паре с Су-57 и являет собой, наверное, все самое совершенное, что может сконцентрировать Россия в этом направлении. 20-тонный авиакомплекс выполненный по технологии снижения радиолокационной заметности, с полезной нагрузкой от 3 до 8 тонн, в состоянии наносить разрушительные удары по территории противника, с высот до 18 километров. Сейчас идут последние доработки комплекса.

Если за разработку беспилотника берется ОКБ "Сухой", то не ждите что беспилотник будет похож на уменьшенный макет планера.
Если за разработку беспилотника берется ОКБ "Сухой", то не ждите что беспилотник будет похож на уменьшенный макет планера.

Вообще, Россия имеет 7-8 беспилотников от 5 КБ. Казалось бы, неплохо.
Россия существенно продвинулась в разработке и производстве беспилотников основных классов, но проблема в том, что время наступает буквально по пятам. Их еще мало в войсках. А они нужны уже сейчас.
Второе. Покупка.
Почему Иран? Покупая технику, имеет смысл быть уверенными, что страна производитель не наложит эмбарго на поставку комплектующих. Доселе, источником беспилотников для России (как и Турции) был Израиль. Первые российские беспилотники были именно сборкой их моделей
(«Форпост» - копия израильского Searcher Mk II, или компактная «Застава», - клон BirdEye 400, от израильской IAI). Но Израиль, в существующих политических условиях, ненадежный партнер.

 BirdEye 400. Вот такая израильская птичка. Сверху корпуса не антенны, а стойки. В какой-то степени он летает "вверх ногами", делая переворот, чтобы не повреждать оптику. По окончанию полета переворачиваться и на парашюте приземляется на стойки, оптическим блоком вверх.
BirdEye 400. Вот такая израильская птичка. Сверху корпуса не антенны, а стойки. В какой-то степени он летает "вверх ногами", делая переворот, чтобы не повреждать оптику. По окончанию полета переворачиваться и на парашюте приземляется на стойки, оптическим блоком вверх.

Иран, в этом плане - предпочтительнее.
Иран – страна, в которой насыщенность беспилотниками армии и КСИР, наверное, более чем в других армиях. Их просто масса.
"Shahed 123", "Shahed 129", и новейший "Shahed-171", который в 2019 году пролетел над Международным аэропортом Дубая, оставив под крыльями немой вопрос, - для чего люди платили за американский ТНААD от Lockheed Martin Corporation и распиаренный MIM-104 («Patriot») от Raytheon?
А есть еще "Raad-85", "Mohajer-2N". Небезызвестный "Mohajer-4", в модификации «Hodhod", внезапно появившиеся в Курдистане и ракетами QW-1 воткнувшие в грунт четыре турецких вертолета. Малоизвестный «Shahin», семейство «Ababil», «Yasir» "Kaman-22", НЕSA "Karrar". Это навскидку. Находясь под санкциями, они сумели разработать и наладить производство собственных беспилотников и создать копии американских. Беспилотники являются постоянными участниками ежегодных учений Payambar-e Azam ("Великий Пророк" (Эпично! Как мне это нравится!))

Почти поточная сборка.
Почти поточная сборка.

Мы помним как Иран получил американский американский беспилотник (БПЛА) Lockheed Martin RQ-170 Sentinel что БЛА был посажен белорусским комплексом РЭБ от ОАО «КБ Радар», который тут же был внесен в санкционный список. А спустя некоторое время уже появился иранский клон - Shahed 129, разработанный для КСИР. Впрочем в Иранские беспилотники входили решения и с разбившегося в Иране израильского Elbit Hermes 450.

Shahed 129. Предполагается что они поедут в Россию.
Shahed 129. Предполагается что они поедут в Россию.

Именно этот БЛА, якобы и планируется к продаже России и, якобы, уже передана первая партия. Впрочем, продолжать не стоит, потому что:

Ну нет так нет. Комментировать не будем. Но комментировать сообщения  The New York Times же можем?
Ну нет так нет. Комментировать не будем. Но комментировать сообщения The New York Times же можем?

В общем вопрос очень запутанный. Появились даже сообщения, что Израиль разбомбил завод по производству беспилотников и (о радость!), Россия теперь останется без них! Почему-то никто не обратил внимание на то, что это произошло в районе Сайеда-Зейнаб, и у меня вызывает большое сомнение, что Иран построил под Дамаском завод по производству этих серьезных, дорогих беспилотников, которые сам производит со скоростью 3-4 в год. В городе, по которому удары наносятся довольно регулярно.
Собственно, зная откуда информация -
The Syrian Observatory for Human Rights (SOHR), это вполне может быть банальным фейком. Так что радоваться заинтересантам таких сообщений - нечему.
Известно, что данных современных беспилотников (Shahed 129) на 2018 год, Иран построил едва 26-28 штук, из заказа в минимум 40. И я не думаю, что он в ближайшее время пойдет на экспорт.
В общем, история очень запутанная и я думаю, что пока рано вообще что-либо говорить о серьезной необходимости и возможностях поставок БЛА в ВС РФ.
Будем наблюдать.

Р.S. Напоминаю, что в последнее время участились случаи потери подписчиками своих каналов. Будьте готовы переподписаться, найдя мой канал вновь и забив в поисковой строке - "Мила Алич". Запомните. Не Ида Галич, не Мила Кунис, не Мила Йовович, не Мила Нитич.
Команда "Дзена" работает над этой проблемой. Простите за временные неудобства.
Если с вами это произошло, сообщите пожалуйста мне об этом.
Отдельное спасибо тем, кто поделится моей статьей в соцсетях.

Всегда с вами. Ваша Алич.