Вы когда-нибудь слышали песню «Когда я стану кошкой»? Она весьма популярна. Настолько популярна, что, судя по всему, дошла до разработчиков из BlueTwelve Studio. Они такие подумали и решили, а зачем ждать следующей жизни, когда можно взять и стать котом прямо сейчас. По ту сторону экрана. Разумеется, про песню это была шутка. Тем не менее, проект Stray ещё до своего релиза получил достаточно большую огласку, а с выходом лишь закрепил свой успех. Я тоже поиграл в него и хочу поделиться с вами своими впечатлениями.
Об игре
Проект рассказывает нам о мире далёкого будущего. Человечество всё же самоуничтожилось, оставив после себя руины своего мира. Мы играем за кота, который живёт со своими собратьями на поверхности. Однажды, во время семейной прогулки, котофей провалил QTE элемент и свалился глубоко-глубоко, в недра подземного мира. Здесь должна была быть шутка про Муфасу (по скрину поймете, о чем я), но кто-то из Ютуберов в своём обзоре уже сделал это, так что баянить я не буду.
Прогулявшись по подземному царству, котэ обнаруживает обломки человеческой цивилизации в виде роботов, переживших своих создателей. Они живут в своём подземном городе уже сотни лет, боясь выйти наружу. У них своё общество и обычаи. А так же свои проблемы. Они даже пытаются понять как стать такими же, как люди.
А выйти наружу им мешают Зурки. Непонятные и с виду очень милые существа, которые нападают огромным роем, уничтожая как роботов, так и нашу пушистую… ну вы поняли. Теперь мы, объединившись с разумным дроном-переводчиком, и собрав всю кошачью храбрость в лапку (кулаков то нет), пытаемся вернуться к братьям нашим мурчащим. Заодно помогая роботам с чем-то подобным.
В кошачьей шкуре
Вся суть и прелесть этой игры в ее главном протагонисте. В каком ещё проекте вы можете стать котом (Парфенития не предлагать)? Где ещё мы можем мяукать, ласкаться, драть ковры и диваны, ронять всё подряд, сувать голову в пакеты и так далее? И это полноценная трёхмерная адвенчура, а не какой-то 2D квест или платформер, коих много. Погружение в кошачью шкуру это как раз то, чего не хватало современному геймдеву.
Дошло до забавного. В игре есть достижение, для выполнения которого, вам необходимо проспать котом час реального времени. Да, спать в игре тоже можно. Так вот, я уложил своего виртуального котяру в уютное местечко и отошел от ПК. Я взял на руки свою настоящую кошку и включил ютуб на другом устройстве. Спустя пару минут я услышал мурчание, и…. У меня ушло ещё минут пять, дабы осознать, что мурчит то не реальная кошка, а виртуальный котяра, что мирно посапывает по ту сторону экрана. Ставлю ему 10 мяу из 10.
Чего не хватило
Но не всё так хорошо как хотелось бы. Компания BlueTwelve Studio это выходцы из Ubisoft и большого бюджета на разработку у них, очевидно, не было. В игре полным-полно компромиссов. От использования роботов (что намного дешевле, чем рисовать людей), до рельсового геймплея. Ваш котя всегда будет прыгать только туда куда можно. Вы никогда не сможете выйти за рамки того, о чем подумали разработчики.
Подобные компромиссы есть и с погружением. Например, попав в город роботов, вы сможете творить там разные кошачьи шалости. В том числе и в домах, в которых живут сами роботы. И вот тут то и заключается наша проблемка. Вы можете попасть внутрь некоторых квартир, вы можете начать крушить там если не всё, то много чего. Но вот обители этих помещений никак на вас не будут реагировать. И нет, это никак не связано с тем, что это роботы. Поверьте, согласно лору им не всё равно, ибо в этом же городе есть, к примеру, робот, который очень не любит когда перед его магазином роняют банки с краской. Эх, а было бы классно, если бы роботы ругали нас за наши проделки.
Просто не значит плохо?
Тем не менее, все эти упрощения и ограничения никак не сказываются на общем от игры впечатлении. Она даёт вам ровно то, что предполагает и, пусть с некоторыми компромиссами, но позволяет вам на несколько часов почувствовать себя котом в мире киберпанк постапока. Если меня поставят перед выбором между Far Cry 7 (условным) и Stray, я без угрызений совести выберу второе. А всё потому, что всего должно быть в меру, и игровых механик это так же касается. А так же и визуала. Он простой, но очень красивый. Хочется сравнить этот проект с Ghost of Tsushima, где при слабом железе консоли, зарешал именно что визуальный стиль и работа художников. Stray это тот самый случай, когда минусы проекта стали его плюсами. Игра ничем не перегружена. Она легка в освоении и не требует от вас ничего, кроме одного - быть котом. Золотая (т.е. рыжая) середина, не иначе.
Игра для кошатников
Однако не всем может понравиться этот проект, и я это понимаю. Он медленный и во многом медитативный. Порой, даже слишком медленный (не зря же тут можно спать). Конечно, в игре есть бодрые секции, где нам нужно убегать от орд Зурков. Но они, во-первых, короткие, а во-вторых, не слишком то и сложные. Разработчики уже сказали, что эта игра от кошатников для кошатников. И это во многом так. На одном из форумов я видел примерно такой диалог:
- Пару часов играл, скука смертная. И чего все её так хвалят?
- У тебя кот есть?
- Нет, всегда только собаки были
- Тогда всё ясно.
И эта переписка как нельзя лучше описывает всю суть магии Stray.
Заключение
Честно говоря, с обзором я немного затянул. Сейчас вы наверняка уже прочитали или посмотрели кучу других мнений об этом проекте и ничего особо нового в моём посте не нашли. Тем не менее, он такой, какой есть. Эта очень простая игра, как в механиках так и в геймплее. Но она берёт вас своей уникальностью, своей атмосферой, неплохим сюжетом и замурчательным протагонистом. На самом деле, разработчики чисто за идею заслуживают жирнющего лайка. Я просто не смог пройти мимо него. Лично для меня этот проект уже вошёл в список самых классных игр не ААА сегмента. Если вы любите котов, если вы изголодались по чему-то необычному (пусть и простому) и если вы любите небольшие, но качественные проекты, то Stray вам понравится. Скорее всего. Благо игра доступна в Steam.