Найти тему
Заметки молодого отца

"Голубоглазые дети умнее и лучше кареглазых". Школьный психологический эксперимент

Оглавление

Убийство Мартина Лютера Кинга в 1968 году сильно повлияло на школьную учительницу начальных классов Джейн Эллиот. Да так, что спустя день после этого события она решила продемонстрировать детям как это - быть ущемленным в правах, униженным и угнетенным.

Однажды учительница спросила у своих учеников, как они относятся к чернокожим, азиатам, индейцам. Дети стали отвечать, что не считают этих людей братьями и друзьями из-за цвета кожи. Полученный ответ стал отправной точкой в ее психологическом эксперименте.

Джейн решила, что объяснять словами об ужасе расизма и угнетения людей по каким-либо физическим отличиям не имеет смысла, так как это не принесет ощутимой пользы.

Поэтому она и решила, что эффективней всего будет продемонстрировать на реальном примере. Что если учеников разделить на две категории: хороших и плохих, то дети быстрее осознают и поймут весь смысл дискриминации.

Бесплатное фото с бесплатного фотостока. Для обложки
Бесплатное фото с бесплатного фотостока. Для обложки

"Голубоглазые умнее кареглазых!"

Это произошло 5 апреля 1968 года в городке Райсвилл, штат Айова.

В один из учебных дней учительница предложила детям сыграть в одну игру. Она поделила класс на две категории. Голубоглазые были причислены к высокому классу, а кареглазые - к низшей расе.

День 1

Вот тут все и началось. Как сообщила учительница, голубоглазые дети по своей природе более смышленые, умные, чистые. В тот день им по праву было положено больше. Только голубоглазые могли взять вторую порцию в столовой, только им можно было играть в новом спортзале, перемена для этой категории детей была дольше на 5 минут. Учительница хвалила только их.

И наоборот. Кареглазые дети ущемлялись во всем. На них надели черные воротнички, отсадили назад. Им не разрешали пить из фонтанчика, как голубоглазым. Учительница требовала, чтобы они пили из стаканчиков, так как считаются грязными... В новый спортзал кареглазые ученики попасть не могли, так как не были достойны этого.

Как затем писала в своих работах Джейн, уже через 15 минут дети стали превращаться в животных. Голубоглазые, почувствовав превосходство, стали задирать кареглазых, вести себя высокомерно по отношению к ним. Стали применять физические воздействия.

Учительница при этом периодически подливала масла в огонь, то и дело выставляя кареглазых глупыми, медлительными, беспомощными и пр.

Еще одно бесплатное фото с бесплатного фотостока
Еще одно бесплатное фото с бесплатного фотостока

День 2

На второй день учительница вдруг заявила, что она ошиблась. И привилегированными на самом деле считаются кареглазые. Объяснив это тем, что особый пигмент меланина каким-то образом влияет на мозговую деятельность или что-то в этом духе.

В этот день голубоглазые стали угнетенными, а кареглазые ученики прочувствовали, что значит иметь высокий статус. Несмотря на то, что кареглазые еще только вчера были "отбросами", сегодня они сами вовсю издевались и потешались над своими голубоглазыми одноклассниками.

Забавный факт: привилегированные ученики стали показывать лучшие результаты в учебе по сравнению с угнетенными.

Эксперимент продлился всего два дня, но этого времени учительнице хватило, чтобы дети испытали на себе, что значит дискриминация и расовые предрассудки.

Что было потом

Спустя три десятилетия эти ученики встретились вновь в одном классе и многие признали, что тот эксперимент открыл им глаза, и они по-другому взглянули на проблему дискриминации.

Однако впоследствии этот необычный урок подвергся жесткой критике. Некоторые считали его ужасным и бесчеловечным. А другие и вовсе не могли принять тот факт, что с белыми детьми могли так обойтись.

Похожий психологический эксперимент был про "Третью волну", проведенный в 1967 году учителем истории. Тогда преподаватель продемонстрировал, что гитлеровский режим возможен даже в рамках небольшой группы.