Найти тему
Диагноз: меломания

Меломановый роман. Глава 8: 1975 - JETHRO TULL

Всем привет! Рад тому, что читательская активность моих записей возрастает. Спасибо всем, кто присоединился, ну и конечно же, просьба ко всем, кому интересно читать мной написанное: привлекайте своих знакомых, чтобы подписывались на канал. Если с чем-то не согласны - вступайте в полемику, пишите комментарии. Буду рад. От степени проявленного интереса зависит тот факт, будет ли опубликован мой роман полностью или останется в виде публикации избранных глав здесь.

Фото компакт-диска автора
Фото компакт-диска автора

Глава 8
1975 – JETHRO TULL: «Minstrel In The Gallery»

Если вы дочитали до этого места и останавливаться не собираетесь, то уже, вероятно, поняли, что отбор альбомов идёт по личным критериям «лучшести». Название книги вполне соответствует её содержимому; в названии нет никакого маркетингового хода, да и вообще этот труд я не рассматриваю как источник обогащения. Впрочем, если мой бюджет благодаря ему увеличится, я очень даже «за»!

Лавстори с «Менестрелем» началась у меня в 1986 году, когда я дозрел до знакомства с группой имени экстраординарного и легендарного изобретателя плуга-сеялки, в работе которой был использован принцип игры на органе. Вроде аграрий (то есть деревенщина), а музыке был не чужд. Не чета большинству нынешней интеллигенции и уж точно – правительственной верхушке. Но да в сторону: речь же о группе JETHRO TULL! «Minstrel…» мне стал близок и я его считаю лучшим в дискографии в силу собственных пристрастий.

В 1986 году в Барнауле открылся Рок-клуб. Одной из первых групп в нём стал поп-роковый ПРАЗДНИК, в состав коего изначально вошёл Евгений Чикишев, впоследствии ушедший в метал-бэнд КПП, но, не выдержав питейных мощностей коллег-согруппников, покинул и их. Одним из одноклассников Жени был Олег Мещеряков, на тот момент басист группы 9 (позднее, уже в XXI веке в их логотипе перед цифрой появился артикль The). А ещё в одном соседнем доме жила Ленка Зинченко, которую я считал всю жизнь братом в юбке. Каким-то образом Ленка и Олег, а также Пашка, который отвечал в упомянутой «Девятке» за обеспечение дыма на сцене в момент концертных выступлений, познакомились с Игорем Илюшиным. К тому времени я уже вовсю общался с братом Игоря Владиславом, но он ни словом не обмолвился о брате-инвалиде. Ходил Игорь после травмы ног плохо, перемещался до конца своих дней только по квартире, в которой жил с бабушкой Ларисой Дмитриевной. Через Олега вхож в его дом оказался и Чикишев, с которым я познакомился в Рок-клубе. И однажды Женя меня привёл в гости к Игорю, тончайшему ценителю музыки, знатоку английского языка, остро чувствующего рок-поэзию. Само собой – не русско-советскую. Полагаю, Игорь в какой-то мере повлиял и на создание в 1987 году Чикишевым группы ДЯДЯ ГО, игравшей акустический рок. В то время местная барнаульская рок-тусовка состояла из хард-рокеров и металлистов. Не было ни панков, ни арт/прог-рокеров. Акустические инструменты в Барнауле ещё не использовал никто, хотя примеры акустики в роке, даже советском, уже дошли до глубины сибирских руд: к тому моменту уже существовали горьковский ХРОНОП и новосибирские соседи ИДЕЯ ФИКС. Записи квартирников Майка и Цоя, альбомы АКВАРИУМА и КИНО были на слуху. Однако популярность этих групп ещё не приняла те масштабы, которые последователи берут на вооружение как ориентиры.

Для меня «Менестрель» стал отличным примером синтеза рок-состава и струнной группы, да ещё и с фирменной для JETHRO TULL флейтой. Лучший же он для меня в силу того, что это альбом, с которого началось знакомство с творческим наследием группы Яна Андерсона. Многочастные и сложноструктурные композиции кардинально отличались не только от поп-ориентированных песен. Каждая являла собой историю. Сначала для меня была музыка этого альбома, но уже её одной хватало для того, чтобы прочувствовать магию. По мере погружения в музыкальную составляющую, частью которой была и мелодика стихов, пропеваемых Андерсоном, Игорь помогал погружаться в их суть. Давал неожиданные интерпретации текстов, трактовал каждый символ. Уже позднее Игорь раскрыл сущность закодированных посланий Андерсона, в которых сам бэндлидер представал Менестрелем Елизаветинской эпохи, перенёсшийся в наши дни и не растерялся в совершенно чуждом ему музыкальном пространстве. Позднее я «познакомился» с воинственным Морским котиком-Вожаком, сентиментальным, но решительным Наблюдателем за штормами, бомжем Аквалангом, циничным Стареющим, но не торопящемся умереть рок-н-ролльщиком, юным гением Джеральдом Бостоком и другими персонажами песен и альбомов JETHRO TULL. В каждого из них, будь то дитя или зверь, Андерсон-артист вживается на все двести процентов, и убедительно передаёт его сущность.

Путешествие вслед за Менестрелем в наши дни продолжается в залах Валхаллы, где неизменно царствует Холодный ветер. Смертный его силы не выдержит, но мёртвые не мёрзнут и не потеют, и в песне Ветер – аксессуар, подчёркивающий красоту скандинавского фольклора, из которого и «растут ноги» второго номера пластинки. Далее лирический герой интеллигентно, но недвусмысленно призывает Танцовщицу в чёрном атласе стряхнуть груз дневных проблем на разделённом с ним ложе. Следом – ещё одна жемчужина JETHRO TULL: невиданной красы Реквием. Акустический и нежный, звучит он отнюдь не скорбно. Грусть героя в нём – о быстротечности красоты, уподобляемой то стремительно выпорхнувшей из кустов и стремительно улетающей птице, то сгоревшей на солнцепёке бабочке. И кульминационный момент: когда женщина просит остаться, герой не выполняет просьбы.

Многие исследователи и журналисты предполагали, что на тексты и настроение «Менестреля» повлиял развод Яна Андерсона, случившийся незадолго до начала работы над альбомом. Возможно, безымянная женщина из Реквиема «срисована» с бывшей жены дяди Яши. Почему-то именно так я его стал называть практически сразу, как услышал JETHRO TULL. Вторая сторона открывается сдвоенной композицией «One White Duck/010 = Nothing at All». Не знай о событиях, предшествовавших записи альбома и коллизиях личной жизни бэндлидера, вывод, чем навеяна музыка, напрашивается сам собой. Холодные завтраки, как плата за избавления от той, что считает тебя нулём в десятой степени… Ну и картинка с белой уткой на стене описана с посылом типа «Да пошла ты»! Ну и наконец, венчает альбом миниспектакль, или очередное концептуальное полотно Яна Андерсона про Музу с Бэйкер стрит. Поэма в четырёх частях. Думаете, только сегодняшнему слушателю, не заточенному на крупные формы, такое сложно переварить и въехать дабы оценить величие композиции? Да ничего подобного! На том же Пятаке JETHRO TULL хоть и ценился, но как-то массовым спросом не пользовался как раз в силу своих непростых композиционных конструкций. Наличие в твоей стопке винилов пары-тройки талловских пластов не добавляло тебе ни грамма престижа среди меломанов. Это ж не Мэйдэны или MANOWAR! Это музыка, в которую въезжаешь долго, но въехав, уже не выедешь. Дабы окончательно не утомить этой главой, смысл и суть «Baker Street Muse» ретранслировать не буду. Пытливый слушатель сам легко сможет докопаться до сути, даже не покупая альбом на носителе: тексты классических рок-альбомов легко находятся в интернете. В самом финале альбома – ещё один трек: тридцатисемисекундный инструментал «Grace». Ни для кого не секрет, что дядя Яша с почтением и уважением относится к Иоганну Себастьяну Баху. Достаточно вспомнить его интерпретацию французского танца бурре. Это, пожалуй, одна из самых узнаваемых композиций JETHRO TULL, вошедшая в их альбом 1970 года «Benefit». Сделана она не в копейку: в аранжировке группы «Bourree» стало вещью, созвучной эпохе интерпретаторов. Что же касается талловской «Грации», то, слушая её, возникает стойкая ассоциация со всем известной баховской «Шуткой» из второй сюиты Кётенского периода композитора.

С этим альбомом связана одна забавная фишка. На втором курсе моего самого продолжительного студенчества (а учился я в четырёх вузах, не окончив ни один из них) я оказался вхож в дом моей научной руководительницы по курсовой Инны Анатольевны Антиповой. На полке среди компакт-дисков я обнаружил «Менестреля» и попросил его переписать. Ну не в студии звукозаписи ж заказывать! Сначала альбом вглухую, без звука, был переписан на кассету посредством музыкального центра, а по дороге домой был погружён в кассетный плэйер, где я его и переслушал. Странно, один из любимейших альбомов, а на тот момент в фонотеке отсутствовал уж несколько лет кряду. Я снова растворялся в его красоте. Приехав в общагу, пошёл в «квартиру имени поручика Ржевского». Была одна из таких там: бухали в ней ежедневно, зачастую на поражение. Фоном же наших возлияний служили или музыкальные альбомы, или культовые фильмы. Приехав, воткнул «Менестреля». Моих восторгов никто не разделил, сочтя альбом скучным и нудным. В тот вечер я в расстроенных чувствах напился в хлам и укатайку. Наутро, пребывая на финансовой мели, не имея и лужицы наличности на опохмел, «лечился» кассетой, записанной вчера. На «Хладном ветре Валхаллы» в комнату постучалась и вошла соседка по этажу, получившая от меня прозвище Кузина Естествознаньева. Пребывая в состоянии, не способном перемещаться по пространству, но не до той степени, чтобы лишиться красноречия, уболтал деву сходить за лекарственной дозой пива. По её скорому возвращению она, на моё удивление, попросила поставить «Minstrel In The Gallery» сначала. Мы слушали одну сторону этой кассеты несколько раз кряду. Кайф, разделённый с человеком, способным разделить твою радость, ценнее в разы!

#rock #rock music #art rock #jethro tull #Музыка #психология #пристрастные рецензии #меломановый роман #progressive rock