Найти тему
Кодриамурса

АЙШЕ-СУЛТАН - ЖЕРТВА И УБИЙЦА

Одним из самых противоречивых персонажей второго сезона «Империи Кесем» является Айше-султан. Эта женщина взяла на себя участь Махидевран – бывшая с детьми, которая совсем не нужна Султану после появления новой пассии. Однако в отличие от своей предшественницы, Айше долго не сдавалась, ставя палки в колеса противнице, что, в основном, только обходилось для нее боком.

Многие говорят, что она глупая, кровожадная и жестокая. Я же, посмотрев до ее кончины, создала немного иное мнение, которое наверняка будет отличаться от большинства и, может, даже многие сейчас со мной не согласятся.

Айше мне понравилась. Даже не сам персонаж, а та противоречивая история, которую сделали с ней. Хотя я бы, конечно, предпочла посмотреть на то, что она хотя бы десять серий была бы любимой женщиной Мурада, а не просто слита с первых же мгновений в сериале. Ну и актриса, конечно, просто нежная незабудка. Она, как и многие другие, лишь жертва насильственной рабовладельческой системы, установленной «великой» Османской Империей.

Начнем с того, что, как я уже ранее и писала, этот нелепый ход сценаристов, где Султан с самого начала забивает на свою предыдущую фаворитку, уже выглядит раздражающим и клишированным после истории с Хюррем и Махидевран. За одним исключением. У Хюррем, как бы я к ней не относилась, не было выбора, пойти ли в постель к Сулейману или остаться обычной рабыней на всю жизнь. Она выбрала путь восхождения и не ошиблась, а иначе была бы отдана замуж за какого-то старого Пашу (хотя, может, чисто с человеческой точки зрения для нее это было бы даже лучше). В итоге обе фаворитки оказались в одинаковом положении – просто кого-то полюбили сильнее, вот и все.

-2

В истории с Айше и Фарьей все иначе. Айше – рабыня, воспитанная в устоях, где она должна удовлетворять мужчину и рожать ему детей. После того, как у нее появились Ханзаде и Ахмед, у нее не было иного выбора, кроме как оставаться рядом с Мурадом несмотря ни на что. Кроме того, она его полюбила, что показывают ее длительные страдания. Хотя, если так задуматься, какой у нее был выбор?

Фарья – принцесса. Залетная девица, которая могла просто уехать из жизни Султана и отправиться в Европу, где ее ждала совершенно другая жизнь. Но она, как и любая европейская верующая девица в этом сериале, совершенно не сомневаясь, легла с Мурадом в постель, отказалась от матери и родины ради любви. Это был абсолютно и полностью ее выбор остаться так жить.

И вот тут возникает диссонанс. Хюррем, даже учитывая, что она мне не нравится, я могу пожалеть в определенных моментах. Она лишилась семьи, насильно была обращена в рабыню, много страдала. Фарья же своими руками пришла в османский гарем и из-за своей недалекости и тупости надеялась на крепкую вечную взаимную любовь. Я не могу сопереживать человеку, который сам своими руками соткал такую судьбу. Кажется, за то время, пока она пребывала в гареме, пока Айше набрасывалась на нее, Кесем не принимала, можно было понять, что дворец из себя представляет.

Поэтому в этом любовном треугольнике я целиком и полностью на стороне Айше. Опять же, кстати, с ней действуют вездесущие двойные стандарты. Махидевран постоянно плакала и не пыталась привлечь к себе внимание Сулеймана – она плохая женщина и поэтому от нее отвернулись. Айше всегда улыбалась, льстила, соблазняла Мурада, пыталась вернуть себе внимание – она плохая женщина и поэтому от нее отвернулись. В общем-то, как обычно в фандоме. Если кому-то надо, все всегда окажутся плохими.

-3

Мне нравилось, как она действовала. Всегда хитро и чужими руками, на все выпады отвечала лишь лицом, полным недоумения. Ее почти невозможно было поймать на слабо до тех пор, пока ей не ткнули в лицо письмом Гюльбахар. Но беда в том, что она доверилась тому, кому нельзя было доверять. Гюльбахар мягко стелет, но спать жестко. Будучи наивной и глупой, Айше доверилась ей и сама подписала себе смертный приговор.

История с нападением на Фарью – это показатель того, насколько лицемерно может поступать Султан. Сам назначая порядки, Мурад не выполнял их. Запрещал своим братьям заводить гаремы, а сам спал со свободной женщиной. Рано или поздно, это бы вскрылось и, если бы не Айше, то кем-то еще. Народ – самая страшная сила в руках Повелителя, а наш Мурад его совершенно не ценил и не уважал (может, посвящу ему даже отдельную статью, когда досмотрю до его смерти). Так же, как и не уважает собственные решения и выбор. Если уж ты так любишь Фарью – прими ее нормально в гарем и заставь принять мусульманство. Но нет, прЫнцесса у нас «особенная и НИтакая», а Мурад в случае с ней настоящий каблук и лицемер, а никак не Падишах.

Безусловно, со стороны Айше убивать дитя в утробе это очень жестоко. Но, на самом деле, если отбросить человеческий фактор, ход очень хороший для избавления от соперницы. Удивительно, что пару стражников вообще могли сдержать такую толпу и Фарью просто ногами не затоптали. А Айше бы вышла из этой ситуации чистенькой. Я, мол, не причем, это народ узнал и взбунтовался. Убили твою драгоценную, Мурадушка. А уж о том, что полоумный ее любимый казнит сотнями людей в столице, она и предположить не могла. На тот момент, его гнойник в виде кровожадности не так раскрылся.

Запаниковав, что кто-то выдаст ее, ведь даже Кесем на тот момент встала на сторону Фарьи, Айше пошла к Гюльбахар. И вот тут она совершила ужасную глупость, что загнала ее в могилу. Затем, разумеется, добрая матушка Баязида, которая «старается только ради сына» (бла-бла-бла) заставила ее пойти на кражу печати. Айше надо было пораскинуть мозгами и подумать – а не лучше ли все-таки признаться Кесем в том, что это она была инициатором бунта против Фарьи? Я уж не думаю, что Кесем побежала бы жаловаться Мураду, не подставила бы она Айше, потому что хорошо к ней относилась. Даже после всего, что она узнала в конце пути невестки, Кесем пыталась быть лояльна к ней. Отношения бы испортились, но не было таких ужасных для народа и государства последствий. Поймали бы моментально Гюльбахар и перекрыли кислород (кстати почему ее просто не убили сразу я не понимаю).

По факту, если считать по причастности, на руках Айше кровь тысячи людей. Это люди, которых казнили во время бунта, те, что сгорели в пожаре. Она осознавала и понимала это и была в ужасе от того, что натворила, но было уже поздно.

-4

Что касается отравления детей – спорный момент. Тут можно о многом рассуждать, но, если так предположить – а кому были бы нужны ее дети после ее смерти? Кесем, у которой своих проблем хватает и вряд ли она бы занималась их воспитанием в должной мере, даже при всей любви к ним? Мураду, что приходил их потискать и уходил? Служанкам, которым в принципе без разницы на чужих детей и это все было бы бездушным выполнением их прихотей и не более того? Или, может быть, Фарье, которой было вообще на них плевать все это время, и она даже не пыталась найти с ними общий язык (даже видя, как Мурад к ним относится)? В конце концов, участь бедняг была бы все равно незавидной. Ладно еще девочки, но Ахмеду с таким папашкой точно бы в итоге не поздоровилось – думаю, останься он в живых, тот и его бы казнил в своей паранойе, что все вокруг покушаются на его драгоценный трон.

Даже в своем предсмертном письме Айше озвучила следующее:

Я не позволю им стать жертвами твоего гнева. Поскольку я знаю, что настанет день, и ты уничтожишь всех, кого любишь.

Сразу скажу, что я не оправдываю подобное действие! Просто пытаюсь найти причину того, для чего персонаж это сделал. Я думаю, в этой ситуации, на нее могли повлиять беременность, нервное истощение и стресс. Возможно, после длительного заточения, узнав о том, что она скоро умрет, она повредилась рассудком. И все же, я не могу однозначно ответить на вопрос, правильно ли она поступила... Очевидно, что нет и, все же... Есть в моей душе подозрения, что у этих детей все равно было бы печальное будущее. Айше, как мать, так или иначе была замечательной.

Никто! Никто не позволял себе убить мать Шехзаде. Даже Сафие, которая натворила кучу ужасных дел, Ахмед посадил в башню, чем подписал себе в итоге смертный приговор. Даже Махидевран после яда на столе пощадили. Но у Мурада не было жалости и понимания. Гнев и ярость застилали ему глаза. И то, что далее будет происходить в сериале, лишь подтверждает мои слова.

Глупая? Да. Жестокая? Да. Кровожадная? Нет. Айше, как и любая наложница гарема, боролась за свое место под солнцем и единственной причиной, почему это происходит, является сама машина Османского государства и восседающий на своей табуретке Падишах. Она уже никогда бы не вернула себе любовь Мурада, но она пыталась, как и любая женщина в то время, видя беду совсем не в том, ком следовало. Фарья, конечно, вообще без зазрения совести спала с мужиком, у которого есть дети от другой женщины (это притом, что она из европейской страны), но вина все равно лежит не на ней, а на самом Мураде. Вряд ли, пойдя на такие безумные поступки в заговоре с Гюльбахар, Айше вообще могла предположить, какие последствия несут ее действия, а зря. И это было ее главной ошибкой.

#империякёсем #айше-султан #султанмурад #кесем-султан

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц