Найти тему
...ещё в процессе...

Конспект "Поэтика" Аристотель

Воспользовался переводом Владимира Аппельрота и Надежды Платоновской (книга издательства "Азбука-Аттикус" 2014).

  • Вот в каких трех различиях заключается всякое подражание, как мы сказали с самого начала, именно: в средстве, предмете и способе. стр 10. 3 гл.
  • ..комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без страдания. стр 13. 5 гл.
  • Части эти суть: фабула, характеры, речь, мысль, зрелище и музыкальная часть. стр.16
    Итак, фабула есть основа и как бы душа трагедии, а за нею уже следуют характеры..стр 17. гл. 6
  • ..трагедия есть подражание действию законченному и целому, имеющему известный объём, так как бывает и без всякого объема. А целое есть то, что имеет начало, середину и конец. стр. 18. гл. 7
  • .. фабула . должна быть изображением одного и притом цельного действия....
    ....присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого. стр. 20. гл8
  • но они различаются тем, что первый говорит о действительно случившемся, а второй - о том, что могло бы случится. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: поэзия говорит более об общем, история - о единичном. стр. 20. гл. 9
  • Трагедия есть подражание не только законченному действию, но также страшному и жалкому.. стр. 22
    ..например событие, что статуя Мития в Аргосе убила виновника смерти этого Мития, упав на него в то время, как он на нее смотрел; подбные вещи кажутся случившимися не без цели. Следовательно, подобные фабулы необходимо будут лучшими. стр.22 гл. 10
  • Перепетия, как сказано, есть перемена событий к противоположному, притом. как мы говорим, по законом вероятности или необходимости. Так в "Эдипе" (вестник), пришедший, чтобы обрадовать Эдипа и освободить его от страха перед матерью, объявив ему, кто он был, достиг вследствии противоположного, и в "Линкее" - одного ведут на смерть, а Данай идет за ним, чтобы убить его, но вследствие хода событий последнему пришлось умереть, а первый спасся.
    А узнавание, как показывает и название, обозначает переход от незнания к знанию... стр. 23.
    итак, две части фабулы сводятся к только что сказанному: это - перипетия и узнавание; третью же часть составляет страдние. стр. 24 гл.11
  • О частях трагедии ... пролог, эписодии, эксод и хоровая часть, разделяющаяся в свою очередь на парод и стасим; последние части общи всем хоровым песням, сообенность же некоторых составляют пение со сцены и коммосы. стр. 24 гл. 12
  • ясно, что не следует изображать достойных людей переходящими от счастья к несчастью, так как это не страшно и не жалко, но отвратительно... то есть не возбуждает ни человеколюбия, не сострадания, ни страха; наконец, вполне негодный человек не должен впадать из счастья в несчастье, так как подобное стечение событий возбуждало бы человеколюбие, но не сострадание и страх: а страх - перед несчастьем нам подобного; следовательно, в последне случае проишествия не возбудят в нас ни жалости, ни страха. стра. 25. гл. 13.
  • В драмах эпизоды кратки, а эпопея ими растягивается; так содержание "Одиссеи" кратко: некто много лет странствует вдали от отечества, за ним следит Посейдон, и он находится в одиночестве, а его домашние дело между тем в таком положении, что женихи истребляют его имущество и злоумышляют против его сына; сам он возвращается после бурных скитаний и, открыв себя некоторым нападает на женихов, сам спасается, а врагов уничтожает. Вот, собственно, содержание поэмы, а все прочее - эпизоды. стр. 34. гл. 17
  • В каждой трагедии есть две части: завязка и развязка..
    Видов трагедии четыре...
    Многие, удачно составив завязку, плохо распутывают ее, а должно всегда выполнять как следует обе задачи. стр. 35. гл. 18.
  • ...чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли. стр. 49. гл. 24

(собрал информацию для статьи, есть пару мыслей)