Прежде чем перейти к основной части повествования, снова отойдем в сторону и познакомимся с чужими работами того времени (1977 года), в которых засветились разные участники Genesis (в том числе бывшие).
Дебютный альбом Питера
Питер Гэбриэл вернулся! 25 февраля 1977 года состоялся релиз его дебютной пластинки "Peter Gabriel". В 29-м выпуске мы рассказывали о первых пробных демо-записях Питера. Интересно, что перед тем, как пойти осенью 1976 года в студию, Питер записал кавер на песню «Strawberry Fields Forever» группы The Beatles. Этот кавер стал частью саундтрека к документальному музыкальному фильму «Всё это и Вторая мировая война». Помимо Питера там же засветились Элтон Джон, Тина Тёрнер, Лео Сэйер, Брайан Ферри, Род Стюарт и многие другие — все они исполняли песни "битлов".
Перед записью Питер какое-то время искал продюсера. Выбор пал на канадца Боба Эзрина. До этого тот работал с Элисом Купером, продюсировал второй альбом "Аэросмит" и четвертый альбом группы Kiss. «Когда Тони (Смит — прим.) мне предложил стать продюсером дебютной платинки Питера, я согласился не раздумывая» — вспоминает Боб.
Альбом записывался в Торонто. Если для записи демок Питер привлекал экс-коллег Майка Резерфорда, Фила Коллинза, Энтони Филлипса и Джона Гудсолла (Brand X), то для записи альбома он решил их не звать. Ряд музыкантов собирал Эзрин: на барабаны - Аллана Шварцберга, на перкуссию — Джимми Мелена. Благодаря Эзрину Гэбриэл познакомился с бас-гитаристом Тони Левином.
Одним из тех, кого позвал Питер, был Ларри Фаст (синтезаторы). Примечательно, что они познакомились в 1973 году, когда Ларри брал у него интервью на радио. Любопытно, что почти все приглашенные музыканты были американцами. «Он потом спросил меня, можем ли мы взять кого-то из Великобритании. Словно мы заключали спортивную сделку, как футбольный клуб, и нам требовался нападающий. Я был не против. И он спросил: «Может возьмем Роберта Фриппа?». Приглашение Роберта — это очень крутой шаг. Фрипп прекрасно дополнил группу, он был настоящим британцем».
Роберт Фрипп, один из основателей King Crimson: «Когда Питер меня пригласил, я сказал ему, что приду и запишу, всё что надо, но с одной оговоркой: если мне что-то не понравится или я почувствую, что это не мое — я уйду на четвёртый день. Но спустя 3 дня я понял, что эта оговорка неуместна. Уходить я не хотел. Как я мог оставить друзей на произвол судьбы!»
Решено, что первым синглом будет "Solsbury Hill".
Питер Гэбриэл: «Эта песня - о готовности расстаться с тем, что имеешь, ради того, что можешь получить; расстаться с тем, кем ты был, ради того, каким ты можешь стать. Она о расставании с прошлым».
Боб Эзрин: «Там у него была строчка в припеве: «Сынок, сделай из своей жизни такси, а не могилу». Когда я ЭТО услышал, сразу сказал: Стоп! Вайб хороший, но язык - г..но. Нужно что-то поэтическое. У нас почти готов хит, но нет припева. И мы не выпустим его, пока не придумаем припев лучше. И только во время последнего сведения мы всё-таки нашли решение. Вместо той строчки теперь звучало: «Хватай свои вещи, я пришёл забрать тебя домой».
Сингл вышел в марте и сразу оказался на 40-м месте в Великобритании, по итогу поднявшись до 13-го места.
Второй сингл "Modern Love" — попытка Питера сделать рок.
Боб Эзрин: «В процессе работы над альбомом мы много шутили друг над другом. Питер, учитывая его мягкость и вежливость, был для этого лёгкой мишенью. Когда мы писали "Modern Love", Пит сделал много неудачных дублей. Не получался припев. Я не мог добиться от него нужной эмоции, энергии. Ну и полушутя сказал ему: «У тебя еще 3 попытки. Не получится — подвесим тебя на столбе». В роли столба — бетонная опора, которая держала крышу. Я был уверен, что он мне не поверил, поэтому успешно провалил эти три попытки. Мой звукоинженер Брайан, 220 фунтов стальных мускул, больше походил на телохранителя, чем на звукаря. Он и его помощник Джимми Фрэнк схватили Питера, взгромоздили его по лестнице и с помощью клейкого скотча прилепили к столбу за подмышки, после чего лестницу убрали, оставив его болтаться. Потом включили микрофон… и вуа-ля! Я вообще привык создавать определенную атмосферу для Элиса Купера. Она хоть и дурацкая, но всё-таки выбивала его из студийного тупика. Вот и здесь мы изменили зону комфорта и добились хорошего исполнения. Конечно, иногда подобное приводит к обратным результатам».
Также Боб вспоминает и другую историю.
«Пит сидел в диспетчерской на стуле. А стул с колёсиками. Не помню, из-за чего всё началось, но мы в итоге его приклеили к стулу лентой и выкатили по пандусу на улицу. И представьте, он выкатился на дорогу на большой скорости! Я струханул тут же, вдруг его собьют — буду виноват. Он где-то вдалеке остановился. Рядом притормозила машина. Открылось окно и кто-то спросил у него: «Помощь нужна?». На что он ответил: «Да, не могли бы вы показать, в какой стороне Бэй-стрит?». И ему помогли, после чего он продолжил путь. У Питера самое лучшее чувство юмора».
Помимо Solsbury Hill еще одной визитной карточкой альбома считается Here Comes the Flood.
Боб Эзрин: «Во время нашей первой встречи Пит наиграл мне «Here Comes the Flood» у меня в гостиной. Тогда я занимался альбомами группы Kiss и Элиса Купера. В разгар работы я лёг спать, напевая Here Comes the Flood. И это вместо вместо тех записей, которыми занимался!».
Надо сказать, что обстановка в студии была напряженной. Несмотря на царящий (странный) юмор, Боб многим действовал на нервы, в результате негласно музыканты разделились на два лагеря: одни его поддерживали, другие — молча были недовольны. Роберт Фрипп: «Это был какой-то деморализующий опыт. Мне было трудно работать с Бобом. Как мужчина он нравился, но с ним я не мог выразить себя, как и Питер. Не было на том альбоме Роберта Фриппа». Питер тоже не был в восторге от методов Боба, хоть и не жаловался. В конце концов именно Гэбриэл захотел кардинальных изменений и он их получил. Для него новый метод работы был экспериментом, вызовом, чтобы понять, на что он способен в новых обстоятельствах, с другими музыкантами. Он неуверенно себя чувствовал в компании новых людей — опытных профессионалов, которые не так много знали о нем и о Genesis. Но по итогу он сумел к себе расположить и заслужить уважения.
Для Питера было важно, чтобы альбом звучал иначе, чем всё то, что он делал ранее с Genesis.
Альбом вышел спустя пару месяцев после «Wind & Wuthering» группы Genesis и занял в Великобритании 7-е место. По иронии судьбы «Wind & Wuthering» также на родине дошёл до 7-й строчки.
Тони Бэнкс: "О первом альбоме сложно судить, поскольку он только недавно покинул группу, и в этом была некая конкуренция".
Дебютный альбом Энтони
Дебютный альбом "The Geese & the Ghost" Энтони Филлипса, одного из создателей Genesis, вышел спустя неделю после первой пластинки Гэбриэла. Это случилось 1 марта.
Ряд песен (Which Way the Wind Blows, God If I Saw Her Now, некоторые части Henry: Portraits From Tudor Times) были сочинены незадолго до и после ухода из Genesis, в том числе в соавторстве с Майком Резерфордом. Заглавная песня «The Geese And The Ghost» была сочинена еще в 1969 году, когда группа только-только собралась вновь после выхода дебютника. Тогда же появились фрагменты песни «Collections».
Энтони Филлипс
«Весь этот промежуток между 1970 и 1974 говорили, что я умер в Америке (смеется). На самом деле, я занимался музыкальным образованием. Не сказать, что у меня был в голове какой-то генеральный план. Просто после ухода из группы… пытаюсь вспомнить, что же это было за произведение. Кажется, Sibelius. Точно, The Karelia Suite!.. В общем, я вдруг понял, что должен управлять оркестром. То есть мне надо было учиться оркестрировать, а значит, правильно записывать музыку. Я не умел. Совсем был не подготовлен. Пришлось организовать базовые уроки музыки. Пошел к учителю игры на фортепиано, который меня обучил основам техники, и я начал писать миллионы пьес для фортепиано — крайне примитивных, коротких, но главное, что было интересно. Вскоре я снова начал обучаться игре на классической гитаре. Да, что-то я делал в Genesis, но всё это носило ограниченный вид галопа двумя пальцами. Короче, начал заниматься, получил квалификацию препода классической гитары и сильно ею увлёкся. Хотел попробовать всё сделать быстро. Старался охватить всё одним этапом.
Мне нравилось сочинять музыку. Учебой я тоже наслаждался, но она определенно была средством для достижения цели. Я не собирался стать концертным гитаристом. Просто хотел иметь больше возможностей для сочинения музыки. Надо сказать, что это время стало для меня чудесным путешествием в мир открытий, потому что я рос на всех этих поп-группах... конечно, все они в разное время на меня влияли и вдохновляли. Когда ты получаешь удовольствие, то внезапно открываешь для себя сундук с сокровищами. И это после ухода из Genesis. Параллельно учёбе в1973 году начал преподавать, а учился я до 1975 года.
С Майком мы продолжали общаться и сочинять какие-то странные фрагменты, даже гимн вместе создали. На пару песен пригласили и Фила Коллинза. Одна из них — "Silver Song", посвящена первому барабанщику Genesis Джону Сильверу, я ее сочинил сразу после его ухода. В тот период между первым и вторым альбомами Genesis было создано много и другого материала, который так в итоге и не увидел свет. Мы предпочли более сильные песни, хотя некоторые пробовали играть на сцене, но звучали они не ахти.
Помимо того, что я записывался с Майком и Филом, я не забывал про учёбу — всё-таки она была важна. В общем, «The Geese and the Ghost» изначально задумывался как моя совместная работа с Майком. Это было еще в период, когда Genesis записывали The Lamb… Когда стало понятно, что у них выходит двойной альбом, у Майка стало напряженно со временем. В итоге свое дальнейшее участие он посчитал непрактичным, и дал понять, что ему будет комфортнее, если планируемая нами запись станет именно моим сольным альбомом».
Вездесущий Коллинз
В феврале 1977 года Джон Кейл выпустил сборник "Guts", куда вошла песня "Pablo Picasso" (с Филом), изначально записанная в 1975 году для альбома "Helen of Troy".
Той же весной (примерно в марте) в Великобритании вышел фильм «The Squeeze», гангстерский триллер, в котором снялись как британские, так и американские актеры. А музыку к нему сочинял Дэвид Хэнтчель, занимавшийся тогда "A Trick of the Tail" и "Wind & Wuthering". К работе он привлек не только Фила Коллинза, но и музыкантов из Brand X - Перси Джонса и Мориса Пёрта.
В июле-августе (то есть аккурат, когда из группы уходил Хакетт), Фил принял участие в записи дебютной пластинки «Round the Black» группы Cafe Jacques. Продюсером альбома был легендарный Руперт Хайн, именно он и пригласил Коллинза на перкуссию. Вот что вспоминает сам Фил:
«Одним чудесным вечером я был наверху в студии Trident (а там всегда чудесно), записываясь с остальными парнями из Genesis. Отлучился, понимаешь, справить нужду. А по дороге на меня напал бесстрашный Руперт Хайн. «Не хочешь поиграть на своем металле и пластике на записи, которую я делаю с «новой» группой под названием Cafe Jacques?». Будучи известным тем или иным образом, я, разумеется, был обязан попробовать. Я отслушал некоторый материал, к которым они добавляли последние штрихи. И, надо сказать, был впечатлен. В дни песен, которые строились на трех аккордах, я не ожидал встретить «новую» группу, идущую своим собственным курсом и не отвлекающуюся на быстрые заработки. У них было несколько замечательных мелодий. Каждая песня имела свою индивидуальность и была прекрасно отточена мистером Хайном и мистером Келси (звукорежиссер Питер Келси — прим.).
Крис и Пит сочинили несколько замечательных произведений — просто послушайте "Meaningless", "Sands of Singapore", "Mr. Music [Eberehtel]" и "Lifeline". В любом случае, мне захотелось внести немного своих набросков, чтобы придать им какой-то вес, поскольку группа уж очень хороша...несмотря на небольшой вклад, внесенный маленьким невзрачным бородатым перкуссионистом».
Судя по всему, приблизительно в то же время записывался и их второй альбом International. На перкуссии здесь тоже можно услышать Фила.
Genesis
Между тем Genesis вновь начинали новую жизнь, но уже втроем. Вскоре после ухода Стива, трое оставшихся 6 недель сочиняли и репетировали в студии Шеппертон, а в сентябре отправились в Нидерланды на запись нового альбома.
Майк Резерфорд
1977 год оказался довольно важным годом. Я стал отцом. Я никогда до этого не держал ребенка на руках и, когда родилась Кейт, как многие новоиспеченные отцы, я был убежден, что что-нибудь ей сломаю. Когда дети настолько крохотные, это единственное, о чем ты думаешь: смотришь и удивляешься, как они, черт возьми, продержатся целую ночь. Однако среди всей этой суматохи, связанной с Genesis, у меня было не так много времени, чтобы насладиться первыми моментами отцовства. Энджи выписали из больницы уже через 2 дня, а я улетел в Нидерланды на запись нового альбома.
Обычно перед записью нового альбома, всегда возникал вопрос: а сможем ли? Мы никогда не считали само собой разумеющимся, что запишем еще один альбом, но на этот раз меня больше волновало не сочинение материала, а игра. Я не спешил браться за лид-гитару, прекрасно понимал, что не смогу играть так, как Стив. Но к моменту его ухода мы также поняли, что неправильно искать кого-то ещё для сочинения песен. Слишком много нюансов для новичка. Если бы мы начали искать кого-то другого, это отразилось бы на сложившейся "внутренней химии». Нам надо было всё хорошо взвесить: либо найти гитариста, либо мне лучше "работать ногами", учитывая, что наш материал особо и не предполагает главную роль для лидирующей гитары в традиционном смысле.
Тони Бэнкс
Работа втроем стала своего рода облегчением. Ритм-гитара, вся акустика лежала в основном на Майке. У нас никогда и не было много партий соло-гитары. Мы не Van Halen, и лид-гитара не лежала в основе группы. Не хочу недооценивать вклад Стива, но мы могли бы, конечно, чуть по-другому все сделать. Майк мог бы больше играть на лид-гитаре, а какие-то партии гитары мог бы записать и я.
Майк Резерфорд
В первые дни, когда мы собрались, в мелодиях не хватало цветовой палитры, которую привносил Стив. И вообще его вклада. Но когда мы начинали писать «A Trick of the Tail», Стив тоже отсутствовал несколько дней, работая над своим сольником, поэтому Тони, Фил и я уже тогда были как трио, поэтому ситуация оказалась не нова. Но альбом и материал от этого не пострадали.
Когда ушёл Питер, будучи вчетвером группа стала подвижнее. И когда нас осталось трое, ощущалась свобода и легкость, что очень раскрепощало. Мы могли вместе импровизировать, а если кто-то выстреливал, то за его спиной не стояло 4-х человек, которые попытались бы оттащить его обратно.
До этого мы постоянно пытались что-то себе доказать. Сочиняли в основном индивидуально. Песни, где указано общее авторство, на самом деле не были общими. Они не были созданы через импровизации. Как правило, было в них что-то от Фила, что-то от Тони, что-то от меня.
В этот раз мы вдруг решили: попробуем в этот раз сделать песни короче, так мы сможем внести больше разнообразия.
Фил Коллинз
Это был вызов. Сможем ли мы просто сочинить несколько хороших песен, которые выдержат испытание временем. Просто решили на репетиции: было бы неплохо, если бы мы смогли записать на альбом много музыки, много разных песен. Поэтому и постарались в плане мелодий быть лаконичнее, вот и всё. Возможно, итог получился очень лёгким и от меня, скажем, не требовал больших навыков игры, но зато было просто приятно петь хорошие песни, словно играть роль. Почти как в "Битлз", то есть вы играли то, что подходит исключительно для этой песни, и пытались сделать так, чтобы песня звучала красиво, придать ей красивую маленькую форму.
"Follow You Follow Me" родилась после риффа Майка, мы часами что-то пытались из него сделать, ориентируясь на ощущения, пробовали разный темп. Был даже агрессивный вариант. Но всё поменялось, когда Майк вдруг заиграл ее медленнее, я подыграл ему в бразильском стиле, а Тони сверху наиграл аккорды. Потом попробовали оставить только гитару и клавишные, а я пел, импровизируя мелодию, и так она постепенно нарастала, заняло всё несколько минут, именно столько это всё продолжалось. Это такая песня, под которую можно подпевать. Немного эгоистично, когда люди говорят: «Это хитовый сингл».
Тони Бэнкс
Самый интересный момент в студии? Когда Майк начал наигрывать рифф на гитаре, который я потом подхватил аккордами. Вдруг наша комбинация зазвучала фантастически, и вместе с этим очень и очень просто. Так просто родилась песня "Follow You Follow Me". Уже в процессе работы мы решили держаться такой же простоты.
"Follow You Follow Me" - это, так называемое, импровизационное волшебство. Из прошлых джемов ничего подобного не выходило. Хотя похоже мы пытались работать в каждом альбоме. Особенно много импровизаций было в "A Trick of the Tail".
Думаю, "Follow You Follow Me» близка к "I Know What I Like", хотя она звучит не столь эксцентрично.
Мы не старались специально сочинить сингл. Когда импровизировали "Follow You Follow Me», вдруг поняли, мол, да, из неё получился бы хороший сингл. В прошлом много задумывались на эту тему, но, казалось, что никогда хорошего сингла сочинить не получится.
Да и в случае с "Follow You Follow Me", помню, нашему продюсеру Дэйву Хентчелю песня не понравилась вовсе, и мы всё время откладывали её выход. Повторюсь, с хитами нам частенько не везло.
Майк Резерфорд
По своей природе музыканты всегда будут недовольны собой, потому что всегда есть что-то лучшее, чего ты еще не сделал, что ты ещё не написал свою лучшую песню. Вот почему и я никогда не считал, что этого достиг. Но с выходом «A Trick of the Tail», «Wind & Wuthering» и «…And Then There Were Three…» я чувствовал, что корабль, который мы пытались запустить, наконец-то поплыл.
Говорят, что «…And Then There Were Three…» - лёгкий альбом. Поскольку мы написали очень много материала для «Wind & Wuthering», что у нас не осталось на нем места. Мы решили, что на новом альбоме у нас не будет длинных песен. Запись от этого пострадала. Каждый раз, когда мы давали Тони Смиту альбом для показа представителям лейбла, он снова начинал курить и пить, а в случае с «…And Then There Were Three…» я испытывал к нему даже некоторое сочувствие.
Альбом спасла песня «Follow You Follow Me». Мне всегда было трудно выразить эмоции на бумаге. Однако Энджи (жена Майка — прим.) помогла мне стать более открытым. В песне отразились мои чувства. Я был доволен, когда Пит Тауншенд сказал, что ему нравится песня: для меня это многое значит. Это веселая и легкая песня, которая заставляет вас улыбнуться, вместе с этим она не звучит слащаво – а этого не легко достичь. Текст к ней тоже сочинялся на ходу, сам с собой очень быстро. В какой-то момент я даже удивился: не может же быть всё настолько просто. Но в ней есть что-то подлинное. Более того, эта была первая песня, которая нравилась как девочкам, так и мальчикам. Прог-рок – это совсем не то, на что ходит большинство девушек. Теперь же парни приводили своих подруг на концерты: «Вы знаете Genesis. Они играют ту песню, которая вам нравится». Найти себя среди женской аудитории было столь же большим новшеством, как и найти себя в первый раз в Top-10: «Follow You Follow Me» добралась до 7 места в Великобритании и до 23-го места в США. Это был наш самый большой хит на то время.
Фил Коллинз
Многие люди считают, что это я написал текст. Парни начали раскрываться и не бояться говорить такие вещи, как «я люблю тебя». У них было такое подавленное воспитание в частной школе, при котором ты не говорил такие вещи. "Фу! Так только девочки говорят!"
Тони Смит
Это был наш первый хит-сингл, и аудитория поменялась: стало больше девушек. Что было хорошо! До этого были серьезные, прыщавые пацаны.
Тони Бэнкс
Майк написал очень простой текст о любви , стараясь в то же время не отдаляться от особенности песни, потому что «Follow You» дарит какое-то ощущение тепла. Это была счастливая песня (тот случай, когда это совсем не по нашей стезе) и ей нужна была любовная лирика, в которой всё очень правильно. Это был новый опыт.
Нам повезло, что эта песня стала хитом, так как мы оставили в ней позитивный отпечаток, о том, что мы находимся в стадии перемен, которые начались за 2-3 года до этого. Нас стало меньше, что могло бы стать нашим недостатком. Тогда в моду приходила панк-музыка, которая должна была покончить с такими группами, как мы. Мы вроде как выживали, потому что все остальные, казалось, уже ушли со сцены. ELP, YES распались и многие другие, а мы всё ещё шли вперёд. Но именно в этот момент у нас появился первый хит-сингл, а потом и наш первый альбом, который распродался большим тиражом. Получилось такое странное соседство: нас вдруг начали проигрывать на радио вместе с группами из андерграунда, и это стало новым опытом для нас. И многие наши друзья и родственники вдруг обратили на нас внимание. Если бы Genesis никогда бы не выпустила синглом «Follow You Follow Me» и распались, большая часть людей так никогда бы о группе и не узнала.
Честер Томпсон
Follow You Follow Me - для меня была чем-то особенным, что со мной тогда произошло. Когда я говорил с Филом, он по телефону включил мне запись ее, а потом сказал: «Я думал о тебе, когда играл песню, как ты будешь ее исполнять потом». Это был для меня огромный комплимент.
Фил Коллинз
Как-то Честер Томпсон мне сказал, что в автобусе группа Weather Report часто слушали эту песню. И я подумал: Боже, неужели мы сделали что-то хорошее? Weather Report слушают наши песни!
Хотя в целом это не самый мой любимый альбом. Не могу понять почему. Я его не почти не понимаю.
Тони Бэнкс
Я всегда считал «And There There Were Three» немного странным альбомом, но при этом ровным, последовательным. В нем нет того волшебства, что присутствует в «The Foxtrot», «The Lamb» или «Wind & Wuthering», он менее авантюрный.
Фил отчасти был отвлечен нарастающими личными проблемами, и поэтому, положа руку на сердце, он почти не принимал участия в создании песен. В итоге Майк и я стали основными авторами: со стороны Майка – «Deep In the Motherlode», «Say It’s Alright Joe» и «Snowbound». А с моей стороны – «Undertow», «Many Too Many», «Burning Rope» и «The Lady Lies».
Майк Резерфорд
Меня тогда всецело заботили партии лид-гитары. Мне всё же удалось что-то наскрести на них. Но когда я слушаю эту работу, всё звучит как-то… неуверенно, так как мне не хватало (да и в целом альбому не хватало) умений Стива и его стиля игры, чем я, увы, не обладал. Не скрою, что когда закончилась работа, мне захотелось переписать все свои партии. Звучат они так, словно я брал уроки игры на гитаре экстерном.
Из всех альбомов «And Then There Were Three» был самым слабым, без сомнений. Вообще когда происходят большие перевороты — это с одной стороны пугает, а с другой — возбуждает.
Тони Бэнкс
Думаю, игра Майка на альбоме «And Then There Were Three» была слабой. Там было лишь одно гитарное соло, в песне «Burning Rope», да и оно написано мной. Если бы Стив играл соло, наверное, оно было бы богаче, но Майк играл по нотам. В целом звучит недурно. Ему тогда нужно было уверенности добавить для удобства, и со временем мы к этому пришли. Скажем, в «Abacab» его игра на гитаре заметно улучшилась, он сделал весомый вклад в качестве ведущего гитариста в дополнении ко всему тому, что уже умел.
Фил Коллинз
После выхода альбома, группа достигла апогея популярности. Идея играть втроем сработала на ура, как сработала идея сделать меня вокалистом. Мы чувствовали, что могли выйти на новый уровень, сделать прорыв в своей музыке. Но для этого надо было подготовиться к большим гастролям. Самым большим гастролям в нашей карьере.
To Be Continued...