Найти в Дзене
Ноль повдоль

Выборг. Парк Монрепо

Сегодня будет красиво! И моя роль в этом минимальна. Просто место, которое мы посетили, прогулявшись по улочкам и замку старинного города Выборг и дойдя до парка "Монрепо" на острове Твердыш, потрясающее, сочетающее практически дикую красоту северного таёжного леса на фоне скалистых берегов бухты Защитной и, пока частично готовые, частично реконструируемые, уголки пейзажного парка XVIII - XIX века.

Въездные ворота. Неоготика. Дерево. Восстановлены в 2017
Въездные ворота. Неоготика. Дерево. Восстановлены в 2017

Реконструкция идёт и в настоящее время: дома восстанавливаются, розарии, которые так пленяли своей красотой приезжавших сюда гостей 150 лет назад, ещё не высажены. Но лес, скалы и залив - на месте. И смотрятся замечательно.

Вид от источника "Нарцисс"
Вид от источника "Нарцисс"

А гости наезжали сюда ещё какие! Поэты слагали стихотворения, писатели оставляли восторженные записи в своих путевых журналах, художники запечатлевали увиденное, а учёные приводили свои воспалённые от многих дум мозги к умиротворённому состоянию. В 1863 году посетил это место и Государь Александр II.

Лес на камнях
Лес на камнях

Именно эта историко-культурная значимость имения помогла инициативной группе при поддержке Дмитрия Сергеевича Лихачёва сохранить парк и придать ему в 1988 году новый статус: государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.

В XVI веке, когда в этих местах хозяйничали шведы, на равнинной территории будущего парка располагался скотный двор, бывший одним из хозяйственных угодий Выборгского замка.

И грибы во мху. Я их ищу везде
И грибы во мху. Я их ищу везде

Через 50 лет после взятия в 1710 году Выборга русскими войсками эта территория была передана в потомственное пользование коменданту крепости Петру Ступишину. То есть он мог наследовать поместье и продавать его, если заблагорассудится.

Белка ждёт угощений
Белка ждёт угощений

Ступишин начал обустраивать усадьбу: возвёл дом на отсыпанной террасе, осушил болотистые участки, привёз плодородной земли и посадил плодовые деревья. Также Пётр Алексеевич разбил небольшой регулярный парк на въезде в имение. Усадьба тогда называлась Шарлоттенталь в честь его жены-немки. Вот только семье после его кончины с усадьбой пришлось распрощаться: слишком большие долги оставил после себя её бывший хозяин.

На берегу залива
На берегу залива

Вторым хозяином поместья стал Фридрих Вильгельм Карл герцог Вюртембергский, выборгский генерал-губернатор и по совместительству брат жены будущего императора Павла. Герцог (трудно называть его по имени, когда их целых три) перестроил дом, расширил парк в сторону побережья и переименовал его на французский манер Mon Repos ("моё отдохновение"). Новые участки парка стали уже пейзажными (регулярный - где всё по линеечке, а пейзажный - с извилистыми дорожками, спусками да подъёмами, и практически естественными уголками зелени). И на данный момент Монрепо - редкий пример скального пейзажного парка, в мире таких немного. У нас в Кемерово, кстати, Парк Ангелов устроили в стиле скального пейзажного парка, небольшого по площади.

Памятник Вяйнямёйнену
Памятник Вяйнямёйнену

Но всласть нагуляться по романтическим дорожкам парка герцогу не удалось: всего через три года у него случился конфликт с императрицей, и ему спешно пришлось уезжать из России. Больше года Монрепо ждал своего нового хозяина.

Побережье
Побережье

С 1788 по 1944 годы (с перерывом на два года 1939-1941) поместьем Монрепо владели Николаи. И это не имена, а знатная дворянская фамилия баронов великого княжества Финляндского, оставивших заметный след в российской истории. Ну как знатных? Своего положения они добились сами, трудом, знаниями и талантом.

Залив у острова Людвигштайн
Залив у острова Людвигштайн

Старший Николаи - Людвиг Генрих фон, а по-российски - Андрей Львович, родился в семье архивариуса из Страсбурга. Умение сочинять стихи позволило ему войти в круг знатных и знаменитых посетителей парижских салонов. Вскоре поступило и предложение перейти на российскую службу. Три года проработав наставником сына графа Разумовского, Николаи получает должность при дворе и становится учителем великого князя Павла Петровича.

Впоследствии Андрей Львович назначается секретарём сперва первой супруги Павла, а потом и второй - Марии Фёдоровны, будущей императрицы. Вместе с великокняжеской четой он совершает вояж по Европе, где император Священной Римской империи дарует ему дворянское звание. После воцарения Павла I Николаи становится президентом Петербургской академии наук и проработает в этой должности пять лет до самого выхода на пенсию в 1803 году. Удаление своё от двора он объясняет тем, что ему надоела "эта придворная клоака, в которой непрерывно совершаются мелкие гадости".

Храм Нептуна. Сперва назывался храмом благочестия, а статую Нептуна стояла рядом. Затем её перенесли внутрь храма,,а потом и вовсе утеряли. Но павильон теперь носит имя бога морей
Храм Нептуна. Сперва назывался храмом благочестия, а статую Нептуна стояла рядом. Затем её перенесли внутрь храма,,а потом и вовсе утеряли. Но павильон теперь носит имя бога морей

При Андрее Львовиче парк расширился до современных границ (имение было намного больше, впоследствии в XX веке часть имения перешла городу Выборгу), разбивались аллеи, устраивались террасы, укреплялись берега и строились дамбы. Началось возведение парковых павильонов. Снова в классическом стиле был перестроен дом, рядом был возведён библиотечный флигель (книги, сотню лет собираемые хозяевами, впоследствии были переданы в библиотеку Хельсингфорса). В настоящее время дом по некоторым данным - единственное сохранившееся здание в классическом стиле из дерева в России. Правда после нынешней реконструкции он станет практически новоделом. Впрочем, в Питере новоделами никого не удивишь, слишком непростые времена пережили архитектурные ансамбли.

Единственный сын Андрея Львовича - Пауль, в детстве носил гордое прозвище Пампушик (или как-то похоже на это). Ему ещё в молодом возрасте был выдан на попечение собственный островок для воплощения идей паркостроительства. К сожалению, мысли юного Павла на Пампушинке уже не отслеживаются, островок зарос и одичал.

Падающий камень. Держится только с помощью хиленькой берёзки. На самом деле - нет, лежит основательно
Падающий камень. Держится только с помощью хиленькой берёзки. На самом деле - нет, лежит основательно

Впоследствии Пауль (Павел) Андреевич вырос и стал видным российским дипломатом. При его участии подписывался мир со Швецией после почти забытой ныне войны 1808-1809 года, в результате которой вся Финляндия перешла под власть Российской короны. Правда ей сохранена была ограниченная автономия, конституция и сенат, а титул Великого князя финляндского носил император России. Видимо в самой Финляндии переход из под шведской короны в Россию восприняли спокойно, тем более, что к Финляндии была присоединена российская Выборгская губерния. Таким образом и Выборг, и имение Монрепо стали финскими землями.

Кедровая сосна, привезённая хозяином поместья из путешествия по Сибири. Судя по форме ветвей, в молодости она росла в довольно густом лесу
Кедровая сосна, привезённая хозяином поместья из путешествия по Сибири. Судя по форме ветвей, в молодости она росла в довольно густом лесу

Андрей Львович прожил 82 года, посвятив последние 17 лет устройству своего имения. Похоронен он был в фамильном некрополе, устроенном на острове Людвигштайн. Сперва остров назывался Эрмитажем ("уединённый"). Потом отец задумал выстроить на нём крепость ссыльного шведского короля Эрика XIV, свергнутого братьями, о котором написал целую поэму «Имение Монрепо в Финляндии», и назвал островок Эрихштайн. Попомнив слова отца «На краткий миг, о холм, ты мой, потом навек я буду твой», сын переименовал остров в честь отца, назвав его Людвигштайном, возвёл на нём капеллу в неоготическом стиле и устроил на острове семейное кладбище. Парк в XIX веке был открыт для посещения, но на остров можно было попасть только на пароме, и посторонние туда не допускались. В советское время на остров был проложен мост, теперь моста нет, и доступ вновь ограничен. Вот только захоронений на нём уже не осталось: разрушены были после войны.

Чёрная ольха на дамбе. У нас в Сибири такое дерево не растёт
Чёрная ольха на дамбе. У нас в Сибири такое дерево не растёт

В 1831 году на берегу меж скал в отдалённой части парка был установлен памятник Вяйнемёйнену - герою финско-карельского эпоса "Калевала". И хотя автор - датский скульптор Боруп, плохо представлял себе легендарного старца-рунопевца и изваял его наподобие бога Аполлона: стоящим гордо в тоге и с лирой, сам факт появление такого памятника встретили в Финляндии с восторгом. На тот момент это был первый и единственный памятник литературному герою в мире, а сама "Калевала" будет впервые издана только через пять лет. Памятник был разрушен неизвестными через сорок лет, он был гипсовым. Финский скульптор Таканен создал более соответствующую версию в 1873 году. Копию его мы можем видеть в парке и сейчас (фото было выше), а оригинал потерялся после войны, возможно был сброшен в воды залива.

Монумент на Левкадийской скале в память о братьях супруги Павла Андреевича Огюсте и Шарле де Брольи. Они воевали на стороне России с Наполеоном и погибли на полях сражений
Монумент на Левкадийской скале в память о братьях супруги Павла Андреевича Огюсте и Шарле де Брольи. Они воевали на стороне России с Наполеоном и погибли на полях сражений

Павел Андреевич в основном завершил устройство парка (после него только обновили скульптуру Вяйнемёнена), достроив здания, павильоны, мостики, укрепив дамбу и разбив розарий за ней. Прожил он долгие 88 лет и имел восемь детей. Двое умерли ещё во младенчестве, трое дочерей стали фрейлинами и удачно вышли замуж, а трое сыновей избрали совершенно разные дороги: старший был дипломатом, как отец, средний пошёл по военной линии, а младший в итоге стал министром народного просвещения.

Финская и Великая Отечественная войны и советский период оставили тяжёлые следы: парковый ансамбль разрушался и перестраивался, использовался как дом отдыха, санаторий, детский сад и наконец ПКиО Выборга с аттракционами. Многие павильоны были разломаны, дом переделывался под разные цели. Только в 1988 парк получил новый статус, но начавшаяся реконструкция, в связи с происходящими в то время в стране событиями, была возобновлена только в XXI веке. По сей день некоторые участки парка закрыты, дома на реставрации, участочек регулярного парка за въездными воротами (наверно это - попытка представить историю имения времён Ступишина) ещё не подрос и не оформлен окончательно. Но погуляли мы там замечательно, насладились северными видами. Правда потом нас прогнал дождь, и мы, севши на автобусик, доехали прямо до вокзала. Обратный путь с осмотром части старого города оказался сокращён, придётся посетить Выборг ещё раз. И такой необходимости я даже рад: город и парк очень понравились!

А здесь, можно найти ссылки и на другие статьи про путешествия и тихую охоту:

#путешествия #выборг #монрепо #природа #парк