Евросоюз возрождает угольные электростанции. Военные действия на Украине, санкции против России и агрессивные попытки перехода на «зеленую энергетику» — все эти факторы заставили многие страны возродить закрытые в прошлом угольные производства.
Для инвесторов фондового рынка это означает, что спрос на уголь в Евросоюзе будет высоким, а поскольку Европа полностью зависит от импорта угля, это может оказать огромное влияние на мировые цены. В результате компании, занимающиеся добычей и продажей угля, могут серьезно выиграть от сложившейся ситуации и заработать большие деньги.
Высокий спрос на уголь наблюдается во всем мире, а не только в Европе. За последние два года цена подскочила более чем на 700%. Угледобывающие компании, которые ранее не свернули свою деятельность, уже получают хорошую прибыль, в результате чего их акции выросли на десятки процентов.
Европейский энергетический кризис говорит нам о том, что у этих акций есть большой потенциал для дальнейшего роста. поэтому сегодняшняя статья будет посвящена угледобывающим компаниям и возможным рискам, которые могут помешать росту их доходов.
Чем вызван дефицит угля?
Высокие цены на уголь означают дефицит предложения на рынке. Откуда это? Почти на все товары идет рост цен. Первой причиной тому стала пандемия коронавируса, нарушившая существующие логистические цепочки. Потом были боевые действия на Украине и санкции против России. Из-за этого обострились проблемы с логистикой и снова упало предложение товара.
Логистика оказывает непосредственное влияние на конечную цену продукции для потребителей и в меньшей степени влияет на добычу угля. Если бы речь шла о доставке продукции, никто бы особо не беспокоился, ведь найти транспортные компании, которые могут доставлять товары по новым маршрутам, не проблема – такие фирмы существовали всегда и сегодня не являются исключением. Тогда между этими компаниями может возникнуть жесткая конкуренция, и цены на перевозки наконец стабилизируются на приемлемом для всех уровне.
Дефицит предложения – более серьезная проблема, возникшая в результате агрессивных усилий по переходу на «зеленые» источники энергии. В связи с этим сократился объем инвестиций в угольный сектор, компании прекратили разработку новых угольных месторождений и начали сокращать расходы. Инвестирование в угольные акции стало старомодным, и появился новый тренд — инвестиции в ESG.
Исход инвесторов из угольной отрасли хорошо прослеживается в динамике котировок акций. Например, акции крупнейшей американской угледобывающей компании Peabody Energy Corporation начали падать в начале 2018 года и к концу 2020 года потеряли 98%.
Если вы решите не использовать традиционные источники энергии, то вам придется заменить их альтернативными, потому что спрос на энергию остается прежним. Уголь планировалось заменить природным газом и атомной энергетикой. Мы уже обсуждали атомную энергетику в статье «Как заработать на росте цен на уран?». Что касается природного газа, то напоминаем, что ведущим поставщиком этого товара в Евросоюз является Россия.
Россия ограничивает поставки газа в ЕС
«Северный поток — 2», который мог бы решить вопрос расширения поставок газа в европейские страны, так и не был запущен. США воспользовались ситуацией и начали поставлять свой сжиженный газ в Европу и захватили огромный рынок. Россия, заявив, что «Северному потоку-1» требуется техническое обслуживание, которое невозможно выполнить в условиях санкций, ограничила поставки газа по этому трубопроводу.
Взрыв на экспортном предприятии в США
Спрос на американский газ, и без того довольно высокий с апреля, стал намного выше после введения ограничений на «Северный поток-1». И если спрос высок, цена идет вверх.
Следовательно, стоимость газа в США начала расти, что привело к росту инфляции. Потребители негативно отреагировали на рост цен на топливо, а рост цен на природный газ значительно усугубил ситуацию. Правительству пришлось оперативно реагировать и принимать меры для урегулирования ситуации.
Однако эта проблема в США разрешилась естественным путем: произошел взрыв на заводе Freeport LNG в Техасе. 68% отгрузок с этого экспортного объекта предназначены для европейских потребителей. По официальной оценке, объект может вернуться к нормальной работе не ранее следующего года.
В результате газ, который изначально экспортировался, остался на внутреннем рынке, что привело к росту предложения и падению цен на 25%. В текущих условиях США не могут экспортировать природный газ в полном объеме по техническим причинам, но могут предложить уголь в любых количествах.
Европа зависит от импорта угля
Осложнения с поставками газа подталкивают Евросоюз к непопулярным мерам: Европа может вернуться к использованию угля и перезапустить атомные электростанции. С углем дело обстоит намного сложнее – помимо газа Европа очень сильно зависит и от импорта угля. Данные за 2020 год показывают, что ЕС импортирует 46%, 17,7% и 13,7% угля из России, США и Австралии соответственно.
Какие компании могут выиграть от высоких цен на уголь
Наш выбор пал на такие компании, как BHP Group Limited, Teck Resources Ltd и Peabody Energy Corporation. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.
Группа БХП
BHP Group Limited (NYSE: BHP) — крупнейшая в мире горнодобывающая компания с точки зрения капитализации. Он работает в шести сегментах, таких как уголь, медь, нефть, железная руда, газ и минеральные удобрения.
Пять из этих шести сегментов, уголь, медь, нефть, минеральные удобрения и газ, в настоящее время считаются узкими местами. Прибыль компании диверсифицирована, а ее продукция сейчас более популярна, чем когда-либо прежде.
Штаб-квартира компании находится в Мельбурне, Австралия. Его шахты расположены в Алжире, Австралии, Бразилии, Канаде, Чили, Колумбии, Мексике, Тринидаде и Тобаго, Перу и США. Основными потребителями продукции BHP Group Limited являются США, Европа и Азия.
Акции BHP Group Limited пробили поддержку на уровне 50 долларов и в настоящее время торгуются ниже нее. Если цена пробьет этот уровень вверх, она может возобновить рост и достичь ближайшего сопротивления на уровне $54.
Teck Resources Ltd (NYSE: TECK) — канадская горнодобывающая компания, занимающаяся разведкой, добычей и распределением полезных ископаемых, включая уголь. В 2021 году 55% валовой прибыли компании приходилось на уголь. Teck Resources добывает уголь в Перу, США, Канаде и Чили.
В своем последнем отчете о продажах и ценах на уголь компания объявила о годовом росте продаж угля на 164%. Столь высокий объем был достигнут в то время, когда канадская Тихоокеанская железная дорога была закрыта из-за забастовки, нарушившей логистику в этом регионе. Если цена останется высокой, Teck Resources может превысить эту цифру в будущем, когда железнодорожное сообщение будет восстановлено.
Железнодорожные линии используются горнодобывающими компаниями для доставки полезных ископаемых в порты, где они загружаются на борт, а затем отправляются потребителям. Забастовка железнодорожников негативно отразилась на акциях Teck Resources: они упали до уровня поддержки $26. Прямо сейчас быки пытаются удержать этот уровень. Ближайшее сопротивление находится на уровне 30 долларов.
В отличие от компаний, упомянутых выше, Peabody Energy Corporation (NYSE: BTU) не имеет возможности диверсифицировать доходы. Его деятельность и операции сосредоточены только на добыче угля, большая часть которого поставляется производителям энергии.
Уголь добывают в США, Японии, Тайване, Австралии, Индии, Индонезии, Китае, Вьетнаме и Южной Корее. Кроме того, Peabody Energy владеет контрольным пакетом акций 23 американских и австралийских горнодобывающих компаний, ведущих поставщиков угля в Европейский Союз.
В 2010 году Peabody Energy провела исследование и пришла к выводу, что мир находится на ранней стадии 30-летнего суперцикла на рынке угля. Основными потребителями будут Китай, Индия и США. Спустя 12 лет можно с уверенностью сказать, что у этого прогноза есть все шансы сбыться, потому что цены на уголь сейчас близки к своим историческим максимумам, и трудно предположить, когда спрос снизится. Компания прогнозировала рост спроса на уголь, но не смогла удержаться на плаву и в 2016 году инициировала процедуру банкротства. Это помогло избежать исков о загрязнении окружающей среды и восстановить здоровье бизнеса. В 2017 году компания вышла из банкротства и стала публичной. Примерно за год акции Peabody Energy выросли на 70% от цены IPO.
Популярность ESG-инвестирования быстро росла, и участники рынка стали отказываться вкладывать деньги в угледобывающие компании. В результате Peabody Energy оказалась под давлением и упала на 98%. В сложившихся обстоятельствах можно было бы ожидать очередного банкротства, но компания сумела пережить пандемию и сейчас находится на пути к лучшему. Отскочив от локальных минимумов, акции резко выросли и выросли на 2500% по сравнению с минимумами 2020 года.
Пытаясь бороться с инфляцией, ФРС США повышает базовую процентную ставку, тем самым замедляя экономический рост. Точно так же поступают и другие центральные банки. Много разговоров и слухов о рецессии и стагфляции, которые отмечены падением спроса и снижением цен.
Падение потребительского спроса может привести к спаду производства и, как следствие, упадет спрос на энергию со стороны предприятий. Это означает, что спрос и предложение на уголь могут найти какой-то баланс. Кроме того, если Европа наконец решит свои газовые проблемы, цены на уголь могут снизиться.
Резюме
Шри-Ланка оказалась в интересной ситуации: правительство пошло на крайние меры, чтобы угодить «зеленым активистам», и предпочло использовать естественные удобрения, такие как навоз, вместо химических удобрений, которые использовались в прошлом. Однако чуть позже выяснилось, что натуральных удобрений в стране недостаточно для удовлетворения потребностей аграриев. В конце концов, вместо того, чтобы экспортировать рис, Шри-Ланка стала его импортером. Потом был кризис со всеми вытекающими последствиями.
Точно так же поступили некоторые части мирового сообщества, пытаясь перейти на «зеленую» энергию. Однако они не подумали, что количества альтернативной энергии может не хватить для удовлетворения всех потребностей. Поэтому сейчас мы наблюдаем возврат к традиционным источникам энергии.
Никто точно не знает, как долго продлится эта тенденция, но уже сейчас совершенно ясно, что быстрого решения нет. В ближайшие несколько лет у угля есть все шансы стать очень популярным источником энергии. Если исследование Peabody Energy о 30-летнем суперцикле окажется верным, мы, вероятно, сейчас находимся в его середине.