Найти тему
Доска Уиджи

«Наш худший враг — это мы». Чем пугает нас фильм Джордана Пила?

19 марта 2019 года, в Нью-Йорке, прошла премьера фильма «Мы», от автора нашумевшей детективно-сатирической ленты «Прочь», режиссера Джордана Пила.

Дебютный фильм в 2018 году заграбастал «оскара» за лучший оригинальный сценарий, за авторством все того же Пила и тот, недолго думая, продолжил творить и, спустя два года на экранах снова замелькали темнокожие актеры, спасающиеся от новой напасти – самих себя.

Но обо всем по порядку.

Первое, что стоит отметить – это уникальную находчивость автора в вопросах (внезапно) финансов. 8 актеров исполняют 16 основных ролей, а это явно изрядно сократило зарплатную ведомость. Второе, и это касается уже разрыва сюжетных шаблонов (спойлер), белая семья из 4 человек погибает первой, что, конечно же, изрядно доставляет искушенным зрителям.

Переходим к сюжету.

Так как современный зритель с большим трудом погружается в историю, если его, как маленького, не провести за ручку, авторы начинают с экранного текста. Из него мы узнаем, что в США существуют тысячи неиспользуемых подземных транспортных путей (кто бы мог подумать). Далее нам показывают отрывок американской социальной рекламы 80х – «Возьмись за руки, Америка!». Это что-то вроде флеш-моба, с участием 6млн американцев для (внимание!) борьбы с голодом в США. Ну что ж, типичный для этой страны способ решения проблем.

Наконец, нас начинают знакомить с действующими лицами. На данном этапе, это родители главной героини Аделаиды Уилсон и она сама в детстве (на дворе 1986 год). Они представляют собой типичную среднестатистическую семью на грани распада, с полным безразличием со стороны отца и перманентным недовольством со стороны матери. Семья гуляет в парке аттракционов, папаня не пропускает ни одной забавы, он же единственный, кто реально получает удовольствие от процесса (видимо, закрывает гештальт из детства).

В какой-то момент Аделаида отделяется от родителей и уходит в сторону побережья. На пути ей попадается загадочный длинноволосый парень с табличкой «Иеремия 11:11». Я не поленился загуглить и выяснил, что это стих из Библии, следующего содержания: «Поэтому так говорит Господь: — Я обрушу на них беду, которой они не смогут избежать. Они станут взывать ко Мне, но Я не буду их слушать». Что ж, из фильмов мы знаем, что подобных городских сумасшедших в США предостаточно.

-2

Аделаида видит зеркальный аттракцион «Найди себя», у которого явно нет ни единого посетителя и (ну конечно) заходит внутрь, где встречает точную копию себя, спишем на отражение (нет).

Кадр обрывается, и мы видим множество клеток с кроликами под сопровождение тревожного детского хора.

-3

Авторы начинают разбрасывать хлебные крошки, которые мы будем собирать без малого 2 часа (спойлер, соберем далеко не все).

Переносимся в наши дни. Аделаида уже взрослая женщина. Они вместе с мужем Гэбриелом и детьми Зорой и Джейсоном едут в загородный домик на побережье. Перед нами предстают идиллические, как в рекламе, сцены семейной жизни с путешествиями на универсале, песнями в четыре голоса и добрыми отеческими наставлениями.

Снова возвращаемся в 1986ой. Родители Аделаиды обсуждают с психологом ее замкнутость после случая на аттракционах (почему не показать эту сцену сразу и избежать лишних скачков во времени?).

И снова наши дни. Аделаиду приходится уговаривать поехать на городской пляж Санта-Круз, мужу удается это только путем манипуляций с чувством вины перед детьми, недавно пережившими смерть бабушки.

По пути на пляж Аделаида мучается флешбеками из той ночи в парке в 86ом, в довесок проезжая мимо машины скорой помощи, она видит, как в нее грузят бездомного с табличкой (ну да, да) «Иеремия 11:11».

На самом пляже нам показывают зеркальный аттракцион, он никуда не делся, только слегка обветшал. Там же Уилсоны встречаются с белой семьей Тайлеров и ведут типичные разговоры муж с мужем, жена с женой.

Как позже окажется, зрителю предлагают внимательно следить за особенностями поведения персонажей, дабы позже сопоставить их. Например, как Гейб кулаком пытается запустить мотор лодки, дети Тайлеров выполняют акробатические трюки на пляже, Китти Тайлер демонстрирует сделанную пластику лица и тд. Но осознаем мы это сильно не сразу.

Отступление – а предрассудок, что чернокожие люди не умеют плавать, точно предрассудок?

Малыш Джейсон отходит в туалет и теряется, к тому же встретив, кажется, все того же бездомного с окровавленной рукой. Аделаида устраивает истерику.

Вечер в доме. Отдать должное создателям – переход от предисловия к активному развитию сюжета занял не слишком много времени, чуть более получаса.

На часах 11:11 (ох уж этот символизм), Гейб рассчитывает на романтик, но вместо этого ему приходится успокаивать жену. У нее очередной приступ мнительности и истерии (Гейба, откровенно жаль, Аделаида явно проецирует опыт родителей на свою семью, отчего жизнерадостный, безобидный и немного глуповатый Гейб постоянно страдает). Аделаида рассказывает о своем детстве, причинах тревоги и просит уехать (поздно).

Во всем доме вырубается свет, а Джейсон сообщает, что на лужайке у дома стоит семья из четырех человек.

-4

Аделаида в очередной раз проявляет себя как истеричка и начинает названивать в 911. Гейб не отстает и тоже действует строго в рамках своего амплуа – пытаясь прогнать незваных гостей, теряет и биту и получает травму колена.

В общем, после недолгой борьбы, гости располагаются в гостиной, напротив хозяев и те понимают, что выглядят они точь-точь как они сами, только в комбезах (почему?), с ножницами (почему??) и перчатками на правой руке у каждого (почему???).

Двойник Аделаиды – Ред рассказывает душещипательную историю о том, как она все это время жила где-то под землей и ей, в отличие от самой Аделаиды, жизнь преподносила исключительно ̶г̶о̶в̶н̶а̶ ̶н̶а̶ ̶л̶о̶п̶а̶т̶е̶ трудности и испытания. Но вот пришел час расплаты.

Двойник Джейсона, Плутон, пристегивает Аделаиду к столу наручниками, та просит делать что угодно, только не трогать детей (ну да, ну да, пошел ты, Гейб, тебе не привыкать). Двойник Гейба, Абрахам, недолго думая, тащит его в лодку и в комнате остаются шестеро.

Семейка из подземелья явно любит игры, Зора и ее антипод Умбра отправляются играть в догонялки, а Джейсон и Плутон показывать друг другу фокусы. Мамочки остаются наедине.

На этом этапе нельзя не отметить актерскую игру Лупиты Нионго (Аделаида/Ред). Перевоплощение в обезумевшую, измученную и опасную Ред, ей удалось на славу.

-5

Из всех сцен противостояния членов семьи Уилсон со своими двойниками, сцена в лодке между Гейбом и Абрахамом достойна отдельного упоминания. Вообще, кажется, что Гейб и все с ним связанное – единственное, что перешло из опыта «Прочь» в «Мы». Использовать юмор в хоррорах надо уметь и иногда Пилу это удавалось. Словом, Гейб вырубает Абрахама, скидывает с лодки, а сам падает в воду следом.

Так или иначе, все члены семьи Уилсон отделываются от двойников и воссоединяются на лодке, после чего на ней же сваливают к Тайлерам.

Однако, семью Тайлеров незадолго до того, тоже посещают незваные гости и в отличие от Уилсонов, разделываются со всеми четверыми без особых проблем.

Аделаида на пороге дома друзей сходу определяет подмену и втыкает кочергу в голову двойника Джоша Тайлера, но тот оказывается не только злобным, но еще и неуязвимым, остальные лже-Тайлеры затаскивают ее в дом, Гейб с детьми остаются на улице лицом к лицу с этим терминатором.

Дуга характера присутствует у каждого из членов семьи Уилсон и у всех гнется строго в сторону превращения в хладнокровных серийных убийц двойников. Уилсоны разделываются со всеми лже-Тайлерами до единого, а по пути на авто к побережью еще и с двойниками собственных детей (с ними с особой жестокостью).

Тут не могу не сказать, о том, что уже упоминал ранее – двойники, в точности повторяют действия и движения своих условных «исходников». Но как то очень выборочно и при этом имеют свою волю. Например, Джейсон загоняет Плутона в огонь, просто отойдя назад и заставив, тем самым, повторять за собой. Но работает этот лайфхак как-то рандомно (почему?).

-6

Постепенно, мы понимаем, что службы 911 перегружены не просто так. Волна двойников захлестнула весь штат, а может и всю страну. Они вырезают свои надземные копии и встают, взявшись за руки как в соцрекламе из начала фильма (зачем?).

Джейсон, фактически убив Плутона, внезапно исчезает (куда?как?). Аделаида, ни минуты не медля, целенаправленно несется к зеркальному аттракциону и входит в него, спустя бог знает сколько лет, снова (почему именно туда?).

Там она находит дверь, ведущую вниз и (внимание!) эскалатор…

Скажу сразу, все описанное выше, хоть и со значительными допущениями, но все же еще можно принять. Дальнейшее же не подлежит никакому логическому объяснению ни с точки зрения пространственно-временных параллелей, ни с бытовой.

Аделаида спускается в катакомбы и находит там Ред, которая опять рефлексирует на тему «почему ты, а не я». Ред среди прочего, рассказывает что все «связанные» появились в результате какого-то эксперимента (чьего?) по контролю над человечеством, а затем были оставлены на произвол судьбы.

Но, пожалуй, самым никуда не годным и не вписывающимся ни во что остается религиозный подтекст происходящего: цитаты из Библии, упоминание что у «связанных» одна душа на двоих, испытание Господа и проч.

Ред так же рассказывает продолжение своей истории, как она стала «избранной» (ой, блин) и замутила ̶с̶в̶о̶й̶ ̶п̶р̶о̶е̶к̶т̶ ̶«̶Р̶а̶з̶г̶р̶о̶м̶»̶ ̶ начала подготовку к освобождению подземных жителей (тут нам показывают как они ели кроликов, рассаженных по клеткам в подземельях (откуда кролики?) и шили одинаковые костюмы (из чего? зачем??)).

Между Ред и Аделаидой начинается ̶т̶а̶н̶ц̶е̶в̶а̶л̶ь̶н̶ы̶й̶ ̶б̶а̶т̶т̶л̶ схватка, в которой побеждает последняя (в очередной раз, мое почтение актерскому дарованию Нионго, так гримасничать, изображая жесть и ненависть дано не каждой). Аделаида находит Джейсона, поднимается на свет божий и Уилсоны всей семейкой уезжают в закат на машине скорой помощи, разглядывая в окна пост апокалиптические пейзажи с горами трупов.

Ну и напоследок.

Сидя за рулем, Аделаида вспоминает, что на самом деле Ред - это она сама. В тот злополучный вечер она поменялась с ней местами и заняла ее место «наверху».

Улыбочка Аделаиды. Флешмоб «связанных» на фоне пейзажа. Занавес.

-7

По полочкам. Да не разложить тут ничего по полочкам!

Фильм создавался явно на волне популярности «Прочь». При этом в нем не осталось и десяти процентов того, чем цеплял и запоминался дебютный фильм. Никакой реальной социальной сатиры, никаких двойных смыслов, все максимально плоско и на скорую руку. Дыры в сюжете такие, что в них можно прятать сколько угодно «связанных».

И все же, фильм местами выгодно выделяется на фоне типовых ужастиков для детей, построенных на скримерах и нехороших квартирах, а потому рекомендуется к просмотру.

На этом все. Подписываемся, скоро очередной разбор!

Всем добра!