Любому радиоустройству для излучения радиоволн при передачи или для улавливания их при приеме необходима антенна. Радиостанции не являются исключением, тем более автомобильные CB рации. И конечно же при выборе этих антенн встречаются несколько заблуждений:
- Под определенную радиостанцию определенная антенна.
- Короткие антенны столь же эффективны, что и длинные.
- Нет разницы магнитная антенна или врезная и т.д.
Придя в магазин, вы увидите большое разнообразие антенн с разным способом крепления к автомобилю и конечно же различной длины (от 26см Optim Mini CB до 210см Vector AM-27 Power).
Давайте разберемся почему так бывает. Гражданский CB диапазон так же имеет другое название одиннадцати метровый, и не случайно. Длина волны на 27 МГц составляет 11 метров. Наиболее эффективные антенны диной 5/8 (6,8 метра) и ½ (5,5 метра), но это базовые антенны (Optim Base Two 6,8 метра). Следующая по эффективности антенна составляет ¼ длины волны, то есть 2,7 метра. Такие антенны уже устанавливают на автомобиль, но все же очень редко. Большинство представленных в магазине антенн, это антенны ¼ длины волны, но при этом часть их физического размера скручена в спираль. Электрический же размер не изменился.
Например:
- Optim CB-2001 и Optim CB Super 9 имеют удлиняющую катушку у основания. Но при этом первая антенна относится к типу антенн с автотрансформаторным типом согласования, а вторая нет. (С двумя катушками: Union CB Sirius 1000; Union CB Phobos; Union CB Star; Optim CB-1000; Optim CB-73; Optim CB-2001. С одной катушкой: Optim CB-9+; Optim CB Super 9; Optim CB-1200)
- Optim CB-005 имеет удлиняющую катушку по центру, тем самым являясь следующей по эффективности после «четверти». Но прочность таких антенн оставляет желать лучшего.
- Optim T3-27N длинной всего 61см. Так как излучатель целиком выполнен в роли спирали намотанной на стеклопластик. Эффективность таких антенн не большая. (Врезные: Optim T3-27N; Optim CB-95; Optim CB-92. Магнитные: Optim T3 MAG; Optim Mini CB; Optim CB-82 MAG; Optim CB BIG MAG)
- Антенны Триада обладает самой маленькой физической высотой и относится к антеннам емкостного типа. Представляет из себя открытый колебательный контур возбуждающий кузов автомобиля на резонансной частоте.
Помимо длины антенны необходимо обратить внимание и на такой параметр как ширина полосы. Чем больше излучающий элемент антенны, тем широкополосней она. Так у широкополосной антенны КСВ будет находиться в допустимых пределах на большем участке диапазона. А у узкополосной антенны КСВ будет находиться в допустимых пределах примерно в пределах одной рабочей сетки радиостанции.
Для примера возьмем уже известную нам высокую антенну Optim CB-2001 и маленькую Union CB Mercury. После настройки первой антенны допустимый КСВ будет в 6 сетках радиостанции. Во втором же случае после настройки антенны, как заверяет производитель, допустимый КСВ будет в пределах 500кГц. То есть если ваш городской канал канал находится в сетке B, а вам так же необходим канал дальнобойщиков, который находится в сетке D. То такую антенну вы не сможете настроить на хорошую работу в этих двух каналах. Но у узкополосных антенн есть все же преимущество — такие антенны меньше собирают помех.
После всего этого часто задают вопрос, но как же тогда антенны на автомобилях полицейских небольшой высоты. Тут все просто, дело в том, что они используют другие частоты и соответственно для них будет и другое соотношение антенны. Если взять безлицензионные УКВ радиостанции работающие в диапазоне 433 МГц. Длина волны в этом диапазоне будет 70 см, а ¼ уже будет 17,5 см.
Если с этим мы разобрались, то следующий вопрос который перед нами встает, это способ крепления антенны. Вариантов установки автомобильных антенн много, но давайте рассмотрим 3 основных:
• посредством отверстия в крыше или другом месте кузова;
• на креплении;
• на магнитном основании.
Выбор места установки антенны определяется многими факторами, наилучшее качество связи можно получить при установке антенны, замассированной на корпус автомобиля. Желательно, чтоб антенна находилась в верхней точке кузова. При этом для антенн гражданского диапазона практически нет разницы, стоят они в центре крыши или с краю. А вот снижение точки установки существенно снижает и качество и дальность связи. Таким образом идеально будет врезать антенну в крышу автомобиля.
Крепление на кронштейн позволяет устанавливать антенны на багажник, водосток, рейлинг и другой выступающий элемент кузова. Достоинств такой установки много: это возможность установки антенны фактически на любой автомобиль, имеющий выступающие части. Минимальные повреждения кузова, а то и вовсе их отсутствие. Быстрый монтаж и демонтаж.
Из недостатков можно выделить низкую механическую прочность и неравномерную диаграмму направленности. Зачастую владельцы автомобилей руководствуются удобством, а никак не качеством такого типа крепления.
Антенны на магнитном основании устанавливаются на ровную поверхность крыши или багажник автомобиля. Если магнит будет лежать не полностью на поверхности, например на ребре жесткости, то велика вероятность потерять антенну на большой скорости. Чтобы не потерять магнитную антенну на большой скорости следует выбирать наибольшее магнитное основание.
Недостатком магнитных антенн является высокая подверженность внешним природным факторам (под магнит попадает грязь и вода, оставляя следы на лакокрасочном покрытии автомобиля), так же такие антенны довольно таки часто становятся добычей хулиганов.
Как мы видим универсального решения при выборе антенны нет. В каких то случаях будет нужна длинная антенна, в каких то наоборот будет отдаваться предпочтение короткой. Способы установки так же индивидуальны под каждый автомобиль. Мы лишь внесли некоторую ясность при выборе антенны, какие цели для вас будут в прерогативе, решать вам.