Всем здравствуйте. Как обычно, объясню значение сложных названий и разложу все по полочкам. Сегодня коснемся одного из популярных направлений, которое призвано помочь детям, имеющим задержку речи, аутичные черты и полноценный диагноз аутизм, сенсорную интеграцию. Что же это такое?
Разделим фразу на 2 части: сенсорная и интеграция. Первое слово "сенсорная" включает в себя основные наши рецепторы, помогающие нам познавать этот мир: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание ( тактильная сторона). Второе слово, интеграция, означает "объединение частей в единое целое". Теперь вновь произнесем словосочетание - "сенсорная интеграция", что получаем? Это объединение всех человеческих рецепторов, которые именно в целостности помогают правильно воспринимать окружающий мир.
Посредством сенсорики мы способны адекватно реагировать на внешние раздражители. Например, если в наши руки положить перо, мы сможем подбросить его, поймать, мы понимаем, что оно легкое, невесомое, не испытываем страх и можем погладить. Если положить иголку или острую вилку, на подсознательном уровне мы будем знать, что с этим предметом шутки и игры опасны. Если мы присядем на качели, то раскачиваться будем до того момента, пока ощущаем себя в безопасности и держим тело под контролем, наши движения максимально осторожны, мы не станем кричать, спрыгивать налету. Наступая на разного рода тактильные элементы или предметы, мы можем их распознать, например, песок, камни, кубики, листья, трава и т.д. Положив руку в мешочек с овощами, мы можем по заданию определить, где картофель, где огурец, где помидор, так как наши ощущения в прошлом прочно зафиксировались, и мозг передает сигнал в моторику, подсказывая, что нужно взять, чтобы справиться с заданием верно. Если нам завязать глаза и дать ощутить аромат различных специй или дать пропробовать на вкус, мы с легкостью ответим на вопросы, что было соленым, что сладким, кислым, горьким, не спугаем аромат ели и апельсина, клубники и чеснока. Однако есть группа детей, которые в своей жизни сталкиваются с рядом проблем и имеют недостаточно развитую сенсорику: у кого-то нарушен 1-2 канала восприятия информации, а у кого-то ситуация более серьезная, и эти дети не в силах правильно реагировать на полученную информацию извне.
Как проявляется проблема?
- Дети закрывают уши при прослушивании музыки, тихий звук им кажется слишком громким и раздражающим
- Дети спотыкаются на ровном месте и с трудом обходят препятствия ( нарушение проприоцепции- ощущение собственного тела в пространстве)
- Дети путают, не распознают вкусы продуктов
- Дети с трудом различают цвета и не могут найти одинаковые, найти различия.
- Дети пугаются незнакомых мест, боятся отойти от взрослых и очень резко воспринимают новую информацию и многое другое.
Для того, чтобы победить эти симптомы был разработан метод сенсорной интеграции, где в течение занятия ребенок учится адекватно реагировать на окружающие раздражители, справляться с собственными эмоциями, развивает зрение, слух, вкус, обоняние, выносливость, тренирует внимание, логику, мышление, память. Одним словом, проводится комплексная коррекционная работа. Теперь о самом интересном, что НЕ ОТНОСИТСЯ К СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ☝:
❗- Игра с песком или "копание" ребенка в крупах, в воде
❗- Выполнение заданий строго по инструкциям педагога
❗- Игры на мелкую моторику с использованием пособий Монтессори ( когда ребенок в течение всего занятия занят только сортировкой или игрой в сбор геометрических фигур)
Запомните эти три важных пункта, так как сейчас в связи с растущей популярностью сенсорной интеграции чуть ли не каждый второй детский развивающий центр стал заявлять, что у них проводятся данные занятия. В итоге начиная общаться с коррекционными педагогами, выясняется, что они не владеют необходимыми знаниями в данной области, кабинет не имеет требуемого оснащения, а что еще более любопытно- педагоги не просто не знают, как проводить занятия, они не имеют соответствующего разрешения.
Ниже вы сможете увидеть, как именно должен выглядеть кабинет для проведения коррекционных занятий по сенсорной интеграции: сюда входят и спортивные комплексы, разработанные специально для детей разной возрастной категории, пособия , окрашенные в четко подобранные цвета ( обычно база: красный, желтый, синий и зеленый), никаких пестростей и кричащих оттенков, сам кабинет разделен на зоны, где предполагается проводить разного рода занятия. В одной части- развитие зрительной стороны, в другой части- формирование умения слушать и воспринимать поступающую информацию извне, третья зона позволяет ребенку потренировать мышцы и т.д.
Еще раз, сенсорная интеграция- это комплексное воздействие на все основные рецепторы человека, которые позволяют ему познавать мир, окружающую среду.
Поэтому будьте внимательны и осторожны, если услышите или увидите объявления о том, что где-то открылся кабинет с оказанием данной услуги, а там в перечне указана только лепка или работа с песком, это обычные развивающие занятия для малышей и к сенсорной интеграции никакого отношения не имеют.
Какие результаты удается получить при правильном подходе и занятиях в по-настоящему оборудованном кабинете:
- Ребенок стремится идти на контакт, улучшается коммуникативная сторона
- Улучшается мышечный тонус, повышается желание ребенка исследовать мир и не бояться его.
- Развивается сила, выносливость, ребенок умеет справляться с гневом, обидой, страхом и неуверенностью
- Развивается зрительная, слуховая, вкусовая стороны, обоняние, ребенок адекватно относится к раздражителям, различает цвета, демонстрирует отличные способности в выполнении заданий на логику, мышление и память.
- Устраняется медлительность, неуклюжесть.
- Повышается работа головного мозга и происходит постепенная активация зон, ответственных за речь
Была рада поделиться с вами полезной информацией и надеюсь, что теперь вам удалось разобраться в столь сложном названии. 💜