Найти в Дзене
Автомобили и люди

Об автомобилестроении и не только: эпилог

Если честно, статьёй «Об автомобилестроении и не только-4» я намеревался подвести черту под затронутой темой. Но судьба распорядилась иначе. Всё началось с того, что зайдя на канал «Окно в историю» и ознакомившись с материалом под заголовком «О том, чем запомнился Дмитрий Рогозин в «Роскосмосе» я оставил вот такой комментарий:

-2

И, в результате, получил от другого посетителя форума ответ следующего содержания:

-3

Ну и, что называется, понеслась. Я не буду в подробностях описывать весь спор, выкладывая переписку с автором данного перла. Приведу лишь одно из характерных высказываний человека, который оказался свято убеждён: для того чтобы руководить НИИ и промышленными предприятиями не требуется профильное образование и глубокие научные или технические знания.

-4

Скажу сразу и без обиняков: для меня подобная точка зрения – верх идиотизма. Я решительно не могу себе представить, каким образом руководитель, не имеющий достаточно глубоких знаний о направлении работ возглавляемого им предприятия, сможет определять, кого можно назначать на те или иные должности, а кого – нет, к словам какого специалиста имеет смысл прислушаться, а мнение какого сотрудника проигнорировать. И, чтобы подкрепить свой мнение, постараюсь быть предельно конкретным.

Жизнь со всей очевидностью доказывает, что только под руководством компетентных профессионалов НИИ и промышленным предприятиям удаётся достичь значимых успехов. Среди ярких примеров – успехи в космической отрасли, возглавляемой Сергеем Павловичем Королёвым и успехи в сфере машиностроения, за которые следует благодарить академика Евгения Алексеевича Чудакова, возглавлявшего Институт Машиноведения, открытия, сделанные Институтом Физических Проблем в ту пору, когда его директором был лауреат Нобелевской премии Пётр Леонидович Капица…

Сергей Павлович Королёв
Сергей Павлович Королёв
Евгений Алексеевич Чудаков
Евгений Алексеевич Чудаков
Пётр Леонидович Капица
Пётр Леонидович Капица

Пётр Первый, чтобы построить флот, лично обучался плотницкому и кузнечному делу, ездил на стажировку к голландским корабелам и брал уроки у английских судостроителей. В результате Россия, за каких-то двадцать лет, смогла стать морскою державой.

Пётр Первый
Пётр Первый

Таких примеров много. Как и много примеров обратного. Случаев, когда бездарные руководители проваливали работы по целым направлениям, история знает более чем достаточно.

В произведении братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть замечательный персонаж, единый в двух лицах У Янус и А Янус. Авторы фантастической юмористической повести красочно показали, как выдающийся учёный Янус Полуэктович Невструев сознательно жертвует своей научной составляющей и превращается в администратора ради того, чтобы защитить научных сотрудников института от персонажей, вроде Модеста Матвеевича Камноедова. В этом вся суть противостояния учёных и администраторов, специалистов своего дела, и некомпетентных бюрократов.

Даже пятьдесят лет назад, во времена СССР, это противостояние имело место и принесло немало бед. Но сейчас проблема только обострилась. Обострилась катастрофически, поскольку на высоких руководящих постах, сплошь и рядом, оказались люди, придерживающиеся принципа, также сформулированного в одном из произведений братьев Стругацких: «— Умные нам не надобны. Надобны верные». Вот и получается, что космической отраслью руководит журналист, автомобилестроением – инженер-строитель, министерством цифрового развития – социолог…

И хуже всего то, что действительно есть люди, вроде моего оппонента в споре, с которого я начал разговор, считающие, будто подобное – норма. Что это нормально, когда инженер-строитель возглавляет министерство обороны, а министром труда и социальной защиты становится человек, специальность которого – «Теория и организация рынка ценных бумаг».

Ну, подумайте сами, пойдёте ли вы лечиться в больницу, которую возглавляет геолог? Сможет ли наладить производство нормальных автомобилей чиновник, не способный отличить фрезерный станок от токарно-винторезного станка? Вырастит ли большой урожай зерновых пусть даже очень талантливый кинорежиссёр?

На этом месте я поставлю… нет, всё-таки не точку, а многоточие, процитировав великого русского баснописца Ивана Крылова:

-9

Все использованные в статье фотографии взяты из открытых источников.

Кому интересны подробности, читайте весь цикл опубликованных на канале статей, затрагивающих эту тему:

Приглашение к разговору
Автомобили и люди8 июля 2022
Об автомобилестроении и не только
Автомобили и люди9 июля 2022
Об автомобилестроении и не только-2
Автомобили и люди12 июля 2022
Об автомобилестроении и не только-3
Автомобили и люди16 июля 2022
Об автомобилестроении и не только-4
Автомобили и люди19 июля 2022

Уважаемые читатели, кому понравилось, не забывайте подписываться, ставить лайки и оставлять комментарии. Делитесь ссылками на материалы с друзьями! В сложившейся на Яндекс-дзене ситуации это обязательное условие для выживания любого канала.