Если честно, статьёй «Об автомобилестроении и не только-4» я намеревался подвести черту под затронутой темой. Но судьба распорядилась иначе. Всё началось с того, что зайдя на канал «Окно в историю» и ознакомившись с материалом под заголовком «О том, чем запомнился Дмитрий Рогозин в «Роскосмосе» я оставил вот такой комментарий:
И, в результате, получил от другого посетителя форума ответ следующего содержания:
Ну и, что называется, понеслась. Я не буду в подробностях описывать весь спор, выкладывая переписку с автором данного перла. Приведу лишь одно из характерных высказываний человека, который оказался свято убеждён: для того чтобы руководить НИИ и промышленными предприятиями не требуется профильное образование и глубокие научные или технические знания.
Скажу сразу и без обиняков: для меня подобная точка зрения – верх идиотизма. Я решительно не могу себе представить, каким образом руководитель, не имеющий достаточно глубоких знаний о направлении работ возглавляемого им предприятия, сможет определять, кого можно назначать на те или иные должности, а кого – нет, к словам какого специалиста имеет смысл прислушаться, а мнение какого сотрудника проигнорировать. И, чтобы подкрепить свой мнение, постараюсь быть предельно конкретным.
Жизнь со всей очевидностью доказывает, что только под руководством компетентных профессионалов НИИ и промышленным предприятиям удаётся достичь значимых успехов. Среди ярких примеров – успехи в космической отрасли, возглавляемой Сергеем Павловичем Королёвым и успехи в сфере машиностроения, за которые следует благодарить академика Евгения Алексеевича Чудакова, возглавлявшего Институт Машиноведения, открытия, сделанные Институтом Физических Проблем в ту пору, когда его директором был лауреат Нобелевской премии Пётр Леонидович Капица…
Пётр Первый, чтобы построить флот, лично обучался плотницкому и кузнечному делу, ездил на стажировку к голландским корабелам и брал уроки у английских судостроителей. В результате Россия, за каких-то двадцать лет, смогла стать морскою державой.
Таких примеров много. Как и много примеров обратного. Случаев, когда бездарные руководители проваливали работы по целым направлениям, история знает более чем достаточно.
В произведении братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть замечательный персонаж, единый в двух лицах У Янус и А Янус. Авторы фантастической юмористической повести красочно показали, как выдающийся учёный Янус Полуэктович Невструев сознательно жертвует своей научной составляющей и превращается в администратора ради того, чтобы защитить научных сотрудников института от персонажей, вроде Модеста Матвеевича Камноедова. В этом вся суть противостояния учёных и администраторов, специалистов своего дела, и некомпетентных бюрократов.
Даже пятьдесят лет назад, во времена СССР, это противостояние имело место и принесло немало бед. Но сейчас проблема только обострилась. Обострилась катастрофически, поскольку на высоких руководящих постах, сплошь и рядом, оказались люди, придерживающиеся принципа, также сформулированного в одном из произведений братьев Стругацких: «— Умные нам не надобны. Надобны верные». Вот и получается, что космической отраслью руководит журналист, автомобилестроением – инженер-строитель, министерством цифрового развития – социолог…
И хуже всего то, что действительно есть люди, вроде моего оппонента в споре, с которого я начал разговор, считающие, будто подобное – норма. Что это нормально, когда инженер-строитель возглавляет министерство обороны, а министром труда и социальной защиты становится человек, специальность которого – «Теория и организация рынка ценных бумаг».
Ну, подумайте сами, пойдёте ли вы лечиться в больницу, которую возглавляет геолог? Сможет ли наладить производство нормальных автомобилей чиновник, не способный отличить фрезерный станок от токарно-винторезного станка? Вырастит ли большой урожай зерновых пусть даже очень талантливый кинорежиссёр?
На этом месте я поставлю… нет, всё-таки не точку, а многоточие, процитировав великого русского баснописца Ивана Крылова:
Все использованные в статье фотографии взяты из открытых источников.
Кому интересны подробности, читайте весь цикл опубликованных на канале статей, затрагивающих эту тему:
Уважаемые читатели, кому понравилось, не забывайте подписываться, ставить лайки и оставлять комментарии. Делитесь ссылками на материалы с друзьями! В сложившейся на Яндекс-дзене ситуации это обязательное условие для выживания любого канала.