На прошлой неделе СМИ растиражировали новость о том, что Порт Роттердам объявил о приостановке контейнерного сообщения с Россией. Разумеется, никакая это не новость, а лишь погоня за кликабельными заголовками. Просто Порт Роттердам подготовил обзор о существующем положении дел. Собственно, и называется статья "Общая пропускная способность немного выше, несмотря на сокращение торговли с Россией"
ТГ-канал @proved_is_here перевёл для вас некоторые отрывки обзора, касающиеся ситуации с Россией.
Свериться можно с оригиналом публикации.
Объём общего грузооборота порта Роттердам в первом полугодии был на 0,8% выше (233,5 млн тонн), чем за аналогичный период 2021 года (231,6 млн тонн). Во многих сегментах конфликт на Украине привёл к ощутимым изменениям. Например, импорт как СПГ, так и угля резко вырос – как альтернатива сокращению европейского импорта российского газа по трубопроводам. Объём перевалки сырой нефти увеличился, а нефтепродуктов снизился. Перевалка железной руды, сельскохозяйственных грузов и контейнеров была ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Контейнерные перевозки в Россию и из России прекратились, а постоянные узкие места в глобальной контейнерной логистике привели к перемещению грузов из крупных контейнерных портов в более мелкие.
В преддверии санкций по углю и нефти в последние месяцы стало меньше импортироваться российского угля, сырой нефти, нефтепродуктов и СПГ. Компании всё чаще импортируют из других стран.
Аллард Кастель, генеральный директор Port of Rotterdam Authority:
"Европа сильно зависит от российской энергии. Нынешняя геополитическая ситуация делает Европу очень уязвимой. Наличие энергии и сырья по разумным ценам не может считаться само собой разумеющимся. Положительным моментом является то, что в последние месяцы были предприняты конкретные шаги, чтобы сделать наше энергоснабжение более устойчивым и укрепить нашу энергетическую независимость, в частности, путём принятия инвестиционных решений по строительству крупного биоперерабатывающего завода и крупнейшего в Европе завода по производству экологически чистого водорода».
В первом полугодии перевозки наливных грузов выросли на 4,6%. Рост сырой нефти на 4,3% в основном был вызван поступлением российской нефти через Роттердам, в частности, в Индию. НПЗ в северо-западной Европе переходят на нероссийскую нефть, в результате чего российская нефть выходит на другие рынки. Снижение перевалки нефтепродуктов на 9,4% в основном связано со структурным снижением импорта и реэкспорта мазута. СПГ подорожал на 45,8%.
Существует очень большой спрос на СПГ как на альтернативу природному газу, поступающему в Европу по трубопроводу из России. Увеличение на 22,5% других наливных грузов можно объяснить, с одной стороны, переходом от перевозки в танк-контейнерах к химовозам, а с другой - накоплением запасов химическими веществами покупателями.
В свете ненадёжных транспортных цепочек они делают это, чтобы убедиться, что у них есть достаточные запасы сырья. Во втором квартале можно было увидеть изменение происхождения импорта угля, сырой нефти, нефтепродуктов и СПГ. Компании все меньше покупают эти энергоносители и сырье в России и покупают их в других странах мира.
Перевозка контейнеров снизилась на 4,4%. Снижение составило 8,9% в пересчёте на массу. Разница объясняется увеличением количества пустых контейнеров.
Есть две основные причины снижения контейнерооборота:
- во-первых, это потеря контейнерных перевозок в Россию и из России из-за санкций, неопределённость, связанная с продолжением торговли с российскими сторонами, и прекращение регулярных рейсов в Россию.
- Во-вторых, постоянные сбои в контейнерной логистике. Два года назад пандемия COVID-19 привела к блокировкам и изменению моделей потребления.
Контейнеровозы больше не могли соблюдать график движения, что приводило к сбоям в до- и посттранспортировке. Чтобы наверстать упущенное, крупные суда теперь часто отменяют заходы в порты на своих маршрутах (-5,5% заходов в Роттердаме по сравнению с прошлым годом) и загружают и выгружают больше контейнеров за один заход (+6,1%). Это приводит к пикам активности на терминалах, которые и без того были очень загружены, поскольку контейнеры в среднем остаются на более длительный срок, поскольку время прибытия судов ненадёжно. В результате этих событий судоходные компании сейчас используют для перевалки более мелкие порты захода чаще, чем крупные порты, такие как Роттердам.
Объём перевалки сыпучих материалов резко возрос на 17,7%. Основной фактор – импорт стали и цветных металлов. В ответ на российско-украинский конфликт резко выросли цены на сталь и цветные металлы. Вскоре были найдены альтернативные поставщики, особенно из Азии, где COVID-19 фактически привёл к падению спроса на сталь. Таким образом, увеличился импорт стали и цветных металлов. Кроме того, высокие контейнерные ставки означают, что больше груза отправляется навалом.
ТГ-канал @proved_is_here. Присоединяйтесь!