Найти тему
Иеромонах Прокопий

Увидеть образ Божий в человеке

Оглавление

Приведу еще один пример того, что значит – «увидеть» человека, и насколько это дорого. Возможно, он останется у вас в памяти.

Митрополит Антоний (Сурожский) рассказывал, что однажды он шел за одним профессором, у которого попросил денег «профессиональный нищий». Между ним и профессором начался какой-то разговор, после которого нищий вскочил на ноги и обнял этого профессора.

Митрополит Антоний (кажется, он тогда еще не был митрополитом) очень удивился и решил спросить, что же тогда произошло. Оказалось, что этот профессор не имел денег даже на метро и поэтому шел пешком, а когда человек попросил денег, профессор остановился в растерянности, подумав, что, если он сейчас ему откажет, тот узнает в нем русского (это было в эмиграции) и подумает, мол, «вот еще один человек, которому до меня нет никакого дела». Поэтому, признал профессор, он снял перед нищим шляпу и попросил у него прощения за то, что ничего не может ему дать. После этого нищий встал и обнял его.

Потом выяснилось, что это был «профессиональный» нищий, который зарабатывал за день больше, чем профессор за неделю. Но для нищего ценность поступка профессора была в том, что он утвердил в нем чувство собственного достоинства, что он увидел в нем человека.

-2

Еще мне рассказывали о случае, который произошел с митрополитом Вениамином (Федченковым): один эмигрант уже по-настоящему просил у него денег. Владыка, не имея средств, не смог ничего подать просителю, но также с уважением и сочувствием, по-человечески с ним обошелся, и этот человек, который просил денег, расплакался и сказал: «Спасибо, вы сделали для меня гораздо больше, чем если бы вы просто дали мне денег. Вы увидели во мне человека».

Разделить грех и человека

Когда мы говорим о человеке, очень важно разграничить грех человека, его проступок и саму человеческую личность. Можно порицать конкретный поступок, действие или строй мыслей, не затрагивая саму личность.

В последовании панихиды есть слова, которые мне очень нравятся. О человеке говорится: «я – это образ Твоей неизреченной славы, хотя и язвы ношу прегрешений». Здесь сказано достаточно: в человеке сокрыт неистребимый образ прекрасного, хотя он и носит язву прегрешений. То есть, можно осудить прегрешения, но оставить в покое самого человека.

Сотворение человека по образу и подобию Божьему.
Сотворение человека по образу и подобию Божьему.

В качестве примера можно вспомнить картину в Эрмитаже, «Даная» Рембрандта – ее облили кислотой. В результате, она была очень сильно повреждена, но никому и в голову не пришло ее «выбросить на помойку», картину начали бережно восстанавливать, и в итоге мировой шедевр был возрожден.

Подобные мысли есть у некоторых духовных авторов, что человек – как разбитая икона…

Когда один молодой человек хулиганил, папа его отчаивался, говорил: «Всё, все, нашего сына к жизни не вернуть». Мама на это отвечала: «Давай тогда выкинем его на помойку». Мама здесь хотела отрезвить папу и призвать его к борьбе за жизнь за сына. И они помогли парню встать на ноги.

Когда в человеке видят именно саму его личность, происходят совершенно удивительные вещи, которые сложно логически осмыслить. Как говорится, истина не доказывается, она показывается.

Найти подход

Хотел бы еще обратиться к образу владыки Илариона (Троицкого), особенно к периоду его жизни на Соловках.

Иларион (Троицкий), 1886-1929+, Епископ Русской православной церкви, архиепископ Верейский, богослов, проповедник, духовный писатель. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 1999 году.
Иларион (Троицкий), 1886-1929+, Епископ Русской православной церкви, архиепископ Верейский, богослов, проповедник, духовный писатель. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 1999 году.

Книги владыки всегда являлись для меня эталоном словесности по логике изложения, структуре текста. Я всегда восхищался его слогом. Владыка имел ученую степень магистра богословия, но его отличительной чертой была необыкновенная простота, и в личной жизни он был чрезвычайно простым человеком. Его нельзя было ничем опечалить, его настроение поднимало дух окружающим, хотя он оказался на Соловках в то время, когда Соловки были лагерем особого назначения, и туда посылали не в заключение, а на смерть, чтобы там уничтожить: применялась специальная тактика, чтобы в первые месяцы каторги выжать из человека все, заставить людей потерять свое человеческое достоинство и превратиться в безропотный скот, который в ветхом хлеву доживает свои последние дни.

О священномученике Иларионе сохранились такие воспоминания:

«…ко всем он относился с подлинной любовью и пониманием. В каждом человеке он ощущал образ и подобие Божие, жизнью каждого человека интересовался искренне. Он часами мог говорить и с офицером, и со студентом, и с профессором, и с представителем уголовного мира, каким-нибудь известным вором, которого он с любопытством расспрашивал о его «деле» и жизни. <…> Его простота скрашивала и смягчала недостатки его собеседников». Внутренний покой Владыки переливался в их измученные сердца.

Соловецкий концлагерь. Филимонова рыболовная тоня. Архиепископ Иларион (крайний слева)
Соловецкий концлагерь. Филимонова рыболовная тоня. Архиепископ Иларион (крайний слева)

Благодаря любви и открытости он стал самой популярной личностью из всего контингента заключенных на Соловках: я говорю даже не о богословской среде, хотя в заключении на Соловках находились иерархи Церкви, которые по сану были выше, чем св. Иларион, но наибольшим авторитетом пользовался именно он. Не только генералы, профессора и студенты знали его. Его также «знала “шпана”, уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить».

Заключенные Соловецкого лагеря особого назначения. 1920-е годы. В центре первого ряда — Архиепископ Евгений (Зёрнов), слева от него — Архиепископ Иларион (Троицкий), справа — Архиепископ Прокопий (Титов) Из фондов ЦАК
Заключенные Соловецкого лагеря особого назначения. 1920-е годы. В центре первого ряда — Архиепископ Евгений (Зёрнов), слева от него — Архиепископ Иларион (Троицкий), справа — Архиепископ Прокопий (Титов) Из фондов ЦАК

Можно было наблюдать, как в периоды отдыха от работы он в монастырском дворе под руку прогуливается с каким-то, как сказано в книге, «экземпляром» из этой среды, но это не было снисхождением, подобным тому, когда великосветские дамы, с опаской как бы не испачкать своих белых перчаток, выдают на какой-нибудь благотворительной акции в детский дом пачку подгузников, чтобы сфотографироваться и продемонстрировать всему свету свою отзывчивость и альтруизм…

Соловецкий концлагерь, рыбацкая деревушка. Архиепископ Иларион (крайний слева)- рыбак, наравне с другими заключенными.
Соловецкий концлагерь, рыбацкая деревушка. Архиепископ Иларион (крайний слева)- рыбак, наравне с другими заключенными.

Со стороны архиепископа Илариона не было снисходительного тона по отношению к падшим и погибающим во грехе – он разговаривал с каждым, как с равным.

Соловецкий концлагерь. В центре - Владыка Иларион.
Соловецкий концлагерь. В центре - Владыка Иларион.

Известно, что так называемая «шпана» очень горда и самолюбива, не прощает высокомерия и пренебрежения. И покоряла всех именно эта манера Владыки — не снисхождение, а общение на равных. И он, именно как друг, облагораживал окружающих людей своим присутствием и вниманием.

24 июля - День памяти священномученика Илариона Троицкого, архиепископа Верейского - обретение мощей.
24 июля - День памяти священномученика Илариона Троицкого, архиепископа Верейского - обретение мощей.

* * *

Фрагменты из статьи "Родители и дети. Часть 1:
О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании",
26 мая 2018 г.

Читать всю статью - на сайте Соловецкого монастыря.