Вариант сочинения «Что такое памятники культуры?» по тексту М.С.Ефетова
Памятник – это скульптурное или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь. Памятники несут воспитательную функцию: они помогают сохранять историю страны, воспитывают уважение к славным страницам прошлого, героям, замечательным людям своей страны.
В предложенном тексте по М.С.Ефетову рассказывается о бережном сохранении бюста великого русского писателя Льва Николаевича Толстого в одной из новгородских школ. Бюст, находившийся на школьном дворе, во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от варварства фашистов, которые превратили его в мишень. Его нашли во время раскопок и передали в школьный музей.
Этот вроде бы незначительный эпизод раскрывает отношение к прошлому, показывает, как нужно относиться к памятникам. Само слово «памятник» созвучно со словом «память». Нужно бережно относиться к прошлому своего государства, хранить о нём память. Народ, не умеющий бережно сохранять памятники, рискует остаться без прошлого, лишить себя человечности, ведь между памятниками и обществом существует незримая связь, памятники формируют мировоззрение людей, расширяют их знания, способствуют развитию культуры.
В России немало памятников культуры. В Истринском районе Московской области находится Ново-Иерусалимский монастырь. Его создание началось ещё в XVII веке. Много испытаний пришлось перенести этому уникальному памятнику. В годы Великой Отечественной войны фашисты превратили монастырь в руины. Но этот памятник архитектуры, культуры не был забыт, большие восстановительные и реставрационные работы завершены. Отношение к этому памятнику свидетельствует о стремлении сохранить культурное наследие для новых поколений.
Текст для написания сочинения
(1) Ираида Андреевна входила в класс, как всегда, торопливо-радостная. (2)Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхивали огоньки. (3)3а секунду до её появления в классе бывал такой ералаш, что, казалось, и за полчаса его не успокоить. (4)Но всё менялось, как по волшебству. (5)В раскрытой двери появлялась Ираида Андреевна. (6)На мгновение она задерживалась тут, а в классе уже тишина и порядок. (7)В эти мгновения учительница, седая, статная, казалась особенно величественной, красивой. (8)Наверное, так входят в зрительный зал на театральный спектакль, о котором давно мечтали и о котором давно думали.
(9)0днажды она пришла на урок с двумя десятиклассниками. (10)Эти два высоченных парня принесли и поставили на стол что-то очень тяжёлое. (11)3авёрнутое в чёрный коленкор.
(12)Урок начался как обычно.
— (13)Итак, на чём мы остановились в прошлый раз? (14)Да, мы говорили про оборону Севастополя, в которой участвовал Лев Николаевич Толстой. (15)Кто читал Льва Толстого?
(16)Должно быть, все, кто был в классе, подняли руки. (17)И Костя поднял руку. (18)Он читал «Детство» и «Отрочество», хотел сказать об этом учительнице, но промолчал, потому что и другие молчали, а только подняли руки.
— (19)Опустите руки, — сказала Ираида Андреевна. — (20)У нас в школьном дворе до войны стоял на постаменте бюст Льва Толстого. (21)И знаете, ребята, весной, как только сходил снег, у этого бюста всегда появлялись букетики подснежников и первых фиалок. (22)И осенью ученики всегда приносили сюда яркие цветы. (23)А зимой по традиции украшали памятник зелёными ветками сосны.
(24)Костя выглянул в окно, за которым был школьный двор. (25)Он посмотрел так, будто не проходил сотни раз мимо небольшой клумбы. (26)3нал же, что никакого бюста там нет.
—(27)Сахаров, — спросила учительница, — ты что смотришь?
(28) Костя встал:
— Ираида Андреевна, а где теперь этот бюст?
(29) Учительница подошла к столу, на котором темнело что-то, покрытое чёрным коленкором. (31) Одним движением Ираида Андреевна сдёрнула чёрное покрывало — сразу Костя не понял, что перед ним. (31)А какая-то девочка даже вскрикнула.
(32)Приглядевшись внимательнее, Костя увидел бюст Льва Толстого. (33)Голова была прострелена насквозь. (34)От этого глаза Толстого казались ещё более глубокими; они смотрели на детей из-под густых бровей, точно живые.
(35)И вдруг Костя услышал приглушённо-размеренные удары. (36)Будто где-то очень далеко били тревогу, ударяя в набат с промежутками равными и частыми, а сюда доносилось: тук-тук, тук-тук, тук-тук...
(37)«А я ведь никогда раньше не слышал, как стучит моё сердце», — подумал Костя.
(38) Все в классе молчали. (39)А вентилятор в форточке, казалось, рычал громче, чем всегда.
(40)Ираида Андреевна бережно укутала бюст чёрной материей. (41)Потом стала спиной к доске и провела ладонями по лицу, точно умылась. (42)Учительница говорила негромко, но каждое её слово отдавалось в Косте так же отчётливо, как стук его сердца.
— (43)Да, ребята, это было. (44)Когда фашисты захватили Новгород, они сделали из бюста Льва Толстого мишень. (45)В этом классе, где сейчас сидите вы, учились такие же, как вы, новгородские ребята. (46) Они ушли в сорок первом году защищать Родину от фашистов. (47)Многих из этих новгородских мальчиков уже нет. (48)Да, их уже нет. (49)Но они завоевали победу... (50)Этот бюст недавно нашли во время раскопок. (51)Его передают в музей. (52)Он останется для истории. (53)Он навсегда будет напоминать о варварстве фашистов...
(54)Ираида Андреевна медленно подошла к столу и села. (55)Несколько мгновений она молчала. (56)Молчал и весь класс.
(По М.С. Ефетову)