Бацилла Коха, открытая Робертом Кохом как возбудитель туберкулеза в 1882, году была фундаментальной вехой в познании болезни и будущих попытках контроля и лечения — эта бактерия была причиной большего числа смертей в промышленно развитых странах, чем любое другое заболевание на протяжении 19 и начала 20 веков.
Подсчитано, что от 70% до 90% городского населения Европы были инфицированы этой бациллой, из которых у 80% развилась активная форма заболевания и они умерли. К началу 1800-х годов туберкулез унес жизни каждого седьмого человека, который когда-либо жил, заставляя население искать лекарство даже в санаториях, полагая, что мягкий климат и пасторальный ландшафт будут иметь некоторое значение в течении болезни.
Когда туберкулез поразил викторианцев в Европе, болезнь получила такие прозвища, как «чахотка» из-за потери веса больными и «белая чума» из-за чрезвычайно бледного вида, который больные приобретали.
Во времена, когда бледность была синонимом богатства, так как женщины не подвергали себя работе на солнце, кожа такого оттенка, тонкая талия, раскрасневшиеся от лихорадочной температуры тела губы и щеки - были привлекательными.
По мере того, как медицина лучше понимала передачу микробов, женщины пришли к выводу, что негигиенично таскать мусор с заплеванных улиц домой в подоле своих длинных тяжелых платьев. Именно в этот момент мода впервые в истории укоротила их и убрала хвосты, что стало важным шагом на пути к современности и женскому комфорту.
Однако белая косметика, делавшая лицо больным, и корсеты, делавшие женщин худее и лишавшие их возможности нормально дышать, вышли из употребления, потому что мода осознала, что имитация состояния больного человека может быть зловещей.
Так родились «корсеты здоровья», более гибкие и без давления, сдавливающего женскую талию. Их дополняли объемные юбки, которые за счет тканевого кроя давали эффект более тонкой талии.
Поскольку из-за болезни женщины выглядели намного слабее, чем общество уже думало о них, легкие ткани уступили место более толстым и прочным материалам, чтобы держать их в вертикальном положении.
Однако женщины были не единственными жертвами моды. Мужчины приняли другой вид, когда они впервые за долгое время сбрили свои длинные бороды и бакенбарды, чтобы слюна не скапливалась на них и не переносила бактерии.
Но викторианская эпоха была не последним случаем, когда мода романтизировала сокрушительную болезнь: в 1990-х подъем «героинского шика» вызвал такое же европейское желание выглядеть больным и слабым, чтобы попытаться вызвать благородный вид.
Пожалуйста, оставляйте комментарии после прочтения, это поможет другим людям тоже увидеть и прочитать статью. И нажмите на «сердечко», если вам статья понравилась. Спасибо.