Хочу немного отклониться от темы путешествий и поговорить о наболевшем – перевозке детей. Все началось в 2007 году, когда в ПДД включили пункт, обязывающих водителей перевозить детей в специальном детском удерживающем устройстве. Чтобы заставить родителей скупать детские кресла, за нарушение этого пункта ПДД ввели штраф 3 000 рублей.
И вроде бы инициатива хорошая, которая направлена на повышение безопасности детей, однако реализация загнала родителей в тупик.
Если личные автомобили родители без каких-либо сложностей (кроме финансовых) оборудовали автомобили детскими креслами, то появилась огромная проблема с такси.
Для начала нужно понять, что в региональных городах, например в Тольятти, общественный транспорт практически отсутствует. Все дороги заполонили маршрутки-газельки с гонщиками за рулем. Эти маршрутки ездят только по популярным улицам и в них реально опасно, так как водители соревнуются друг с другом, а не перевозят людей.
По этой причине в региональных городах так возросла популярность #такси , которым с недавнего времени стал управлять монополист Яндекс. Причем таксисты – это не профессия, как было в России вначале 2000-х, а водители-калымщики, которые из-за низкой зарплаты на основной работе вынуждены вечером выходить таксовать.
И вот в 2007 году на всех обрушился закон, обязывающий оборудовать автомобили детскими креслами. Таксопарк таксистов мотивировал закупить #детские кресла введением специального детского тарифа, за который должны доплачивать родители. С введения закона прошло уже 15 лет. Давайте посмотрим, в какой ситуации оказываются не самые богатые люди в нашей стране – родители маленьких детей.
Ситуация 1
Мы семьей поехали в гости в выходной день. Вечером после праздника все бездетные вызывают такси и без проблем уезжают за 200-250 рублей.
Мы же из-за нужды в детском кресле вынуждены ждать автомобиль 15-20 минут и ещё нас ожидает доплата за кресло в 2 раза дороже самого дешёвого тарифа. Причём детский тариф даже дороже самого привилегированного «Комфорт+». Ведь семьи с детьми это самые богатые люди в стране.
Ситуация 2
На этот раз в гости мы поехали со своим детским креслом. Ситуация не из комфортных, так как кресло нужно таскать везде с собой. Причем для детей до 10 лет нужно таскать не только нижнюю часть кресла, но и спинку.
Аналогичная ситуация с ценами вечером. Но у нас же есть козырь в руках – детское кресло, поэтому вызываем такси по обычному тарифу.
Машина подъезжает быстро, но водитель отказывается везти. Оказывается есть специальный тариф "со своим креслом". И по цене он всего на 10 рублей дешевле тарифа с детским креслом. Следовательно в этот вечер мы снова будем переплачивать за детский тариф. Сэкономить снова не получилось.
"Есть ли альтернатива спросите вы?"
"Я постоянно в поисках этих альтернатив" – отвечу я.
Альтернатива 1
Набирает популярность сервис "InDriver". Это когда вы сами предлагаете водителям цену за поездку. Причем в этом приложении нет доплаты за детское кресло. Просто ставите галочку, что нужно детское кресло и цена остается прежней.
Однако в этом сервисе автомобильный парк никем не контролируется. Может приехать разбитый, старый автомобиль с сомнительным водителем. Зарегистрироваться и начать перевозить людей может абсолютно любой водитель без какого-либо фильтра. Поэтому перевозить на таком сервисе своего ребенка – удовольствие сомнительное.
Альтернатива 2
Для тех кто не пьет и всегда при себе имеет водительские права – может воспользоваться каршерингом. Часть автомобилей имеет встроенное детское кресло. Причем доплат за это кресло никаких нет. Родители в равных условиях с другими арендаторами, что считаю справедливым.
Однако в регионах каршеринга с детским креслом еще нет. Почему-то эта привилегия доступна только в Москве и Санкт-Петербурге, где и так нет проблем с общественным транспортом. Однако даже в столицах доля таких автомобилей всего 5% от всего автопарка, что означает прогулку в 30-40 минут до нужного автомобиля с детским креслом.
Послесловие
В тексте выше я попытался вам рассказать о трудностях, с какими сталкиваются родители с 1 ребенком. Власти нам говорят, что Россия в демографическом кризисе, когда смертность превышает рождаемость. И мол в каждой российской семье должно быть минимум 3 ребенка, чтобы ситуация исправилась. Мне страшно представить сколько нужно будет заплатить за поездку семье с тремя детьми, но очевидно что очень много.
Демографическая ситуация с рождаемостью в стране не изменится, пока семьи с детьми продолжат считаться обузой в обществе. Когда за наличие ребенка каждый будет с родителей трясти последнюю копейку.
По хорошему, с введением ответственности за детское кресло в ПДД – нужно было в законе "О такси" прописывать наличие хотя бы 1 детского кресла в автомобиле. Тогда не появился бы "детский тариф" с доплатой за каждое кресло.
Родители должны хотя бы быть в равных условиях с другими арендаторами, а не доплачивать за детское кресло по цене бизнес класса. Из-за несовершенства закона будут страдать либо таксисты, либо родители. Нужно подумать о золотой середине, например, отменить требование к креслу в пределах города.