31,1K подписчиков

Командующий советским флотом. История адмирала Кузнецова

2,8K прочитали
«Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда никому не прощают».
«Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда никому не прощают».

Становление командующего

Адмирал Николай Кузнецов родился 24 июля 1904 года деревне Медведки Вологодской губернии. В 1919 он прибавил себе 2 года и записался в Красный флот. В межвоенный период он окончил военно-морское училище имени Фрунзе, а затем и академию.

Николай Герасимович Кузнецов в 1923 году
Николай Герасимович Кузнецов в 1923 году

В 1933 году Кузнецова назначают командиром крейсера «Червона Украина». Николай Герасимович хорошо наладил взаимодействие экипажа, крейсер считался лучшим на флоте. Так, во время одной из стрельб в присутствии командующего ВМФ крейсер в первого залпа поразил цель, чем удивил проверяющих.

Крейсер «Червона Украина»
Крейсер «Червона Украина»

В 1936 году Кузнецова переводят в Испанию главным военно-морским советником республиканского правительства. Великую Отечественную он встречает наркомом ВМФ. Перед самым началом войны Николай Герасимович привел флот в боевую готовность, из-за чего не было серьезных потерь в первые дни Великой Отечественной.

«Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда никому не прощают».-4

Вот что писал Николай Герасимович о начальном периоде войны: «Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны».

От отступлений до Победы

Врагу удалось захватить сначала передовые базы флота в Лиепае и Одессе, а затем и основные в Таллине и Севастополе. Флоту на время пришлось отказаться от активных действий. Действующие флоты передали в управление фронтам. Теперь задачи им ставили командиры фронтов, а не главком ВМФ.

«Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда никому не прощают».-5

Кузнецов же как представитель Ставки выезжал на флоты и фронты, чтобы лично руководить наиболее ответственными операциями. Он налаживал взаимодействие между флотом и сухопутными частями. Кузнецов также обеспечивал проводки британских и американских конвоев в советские порты и участвовал в переговорах с союзниками на конференциях. Кроме того, Николай Герасимович был одним из инициаторов создания нахимовских училищ и школ.

«Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда никому не прощают».-6

В феврале 1944 г. Н.Г. Кузнецову первому в СССР было присвоено высшее воинское звание на флоте «Адмирал флота». Он единственный носил погоны с четырьмя звездами, а 31 мая 1944 г. – звание «Адмирал флота» с маршальскими звездами на погонах, приравненное к званию Маршала Советского Союза.

«Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда никому не прощают».-7

В том же году Кузнецову вновь вернули в подчинение флоты и флотилии. Он разрабатывал операции по освобождению побережья и приморских городов. А во время войны с Японией Кузнецов руководил действиями Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии.

«Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда никому не прощают».-8

За годы войны флоты и флотилии потопили 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов, 1300 транспортов, высадили 110 оперативных и тактических десантов, в которых участвовали в общей сложности 250 тысяч человек. Северный флот обеспечил охрану 77 союзных конвоев в составе 1464 океанских транспортов.

«Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда никому не прощают».-9

Узнать больше о действиях советских людей на фронте и в тылу вы сможете в экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #НашВыборПобеда #ПодвигНарода #НиколайКузнецов