Найти тему
Рок на БиС

Сто главных хитов нашего рока по версии канала «Байки и Скрепы». Часть 3. Места 71-80

В сегодняшней десятке, как нам кажется, будет меньше поводов любителям «истинного рока» предъявлять авторам претензии в пропаганде «попсы».

Зато будет много панка и стеба.

Группы Круг, Сектор Газа, Манго-Манго. Музыканты Настя Полева, Валерий Кипелов, Сергей Маврин. Фото взяты на Яндекс.Фото.
Группы Круг, Сектор Газа, Манго-Манго. Музыканты Настя Полева, Валерий Кипелов, Сергей Маврин. Фото взяты на Яндекс.Фото.

Итак:

80-е место. Россияне «Боги» (1972)

Ютуб-канал Борис Шустов

Ленинградскую рок-школу в этой десятке представят Россияне. В 70-х — начале 80-х эта группа была одним из признанных лидеров рок-движения в северной столице, но в отличие от многих тогдашних земляков, в основном варившихся в собственном, питерском соку, Россияне довольно активно гастролировали по стране — играли в Прибалтике, в Крыму, бывали и в Москве. В разное время в команде играло немало музыкантов, составивших затем славу и гордость ленинградского рока, среди которых достаточно вспомнить Олега Гусева, Игоря Романова, Бориса Аксенова. Однако в наибольшей степени имя «Россияне» ассоциируется с песнями Георгия «Жоры» Ордановского — автора, певца и гитариста, таинственно исчезнувшего зимой 1983 года. Какой-то один, «главный» хит в творческом наследии Ордановского выделить сложно, поэтому мы остановились на песне «Боги», чему есть несколько причин. Во-первых, это был один из первых номеров Жоры, вошедших в репертуар Россиян в самом начале 70-х. Во-вторых, это, на наш взгляд, был один из самых ранних опытов сочинения и исполнения  конкретного «тяжеляка» в отечественном роке. Ну и, наконец, эта песня не только имеется в относительно приличном звуке, но на нее не так давно даже был сделан видеоряд.

Текст - МЮ.

79-е место. Кипелов/Маврин «Я свободен» (1997)

Ютуб-канал Kipelov

Хитовый потенциал этой вещи лично мне был понятен с первого прослушивания вышедшего осенью 1997-го альбома "Смутное Время", записанного дуэтом вокалиста Валерия Кипелова и гитариста Сергея Маврина. Собственно весь диск, сделанный в духе "классического" хеви-пауэра с заходами на смежные территории прог- и симфоник-метала, очень и очень неплох, но баллада написанная Кипеловым на стихи Маргариты Пушкиной, чей авторский почерк угадывается в поэтических строках без особого труда, является несомненным "гвоздем", на котором держится вся остальная картина. Даже удивительно, почему основная часть аудитории расслышала "Я свободен" лишь шесть спустя, когда Кипелов перезаписал песню уже для сольного проекта с измененным составом музыкантов (от первоначального остался сам Валерий и Сергей Маврин). Именно поэтому, вопреки выбору моего коллеги, я включил в нашу "сотню" не концертный, а первоначальный вариант композиции с бас-гитарой Алика Грановского (экс-Ария и Мастер) и ударными Павла Чинякова (экс-Хеллрейзер и Мастер), а также изумительными клавишными, которые Сергей Маврин освоил специально для записи конкретного альбома.

Текст - БиС.

78-е место. Настя Полева «Летучий фрегат» (1983)

Ютуб-канал Car Bass Boosted Portal

Одна из немногих представительниц рок-леди в нашей «сотне» — икона свердловского рока Настя Полева. При  выборе номера, который достойно представил бы ее творчество, мы столкнулись с некоторыми трудностями. Хотелось, чтобы это была песня, сочиненная самой Настей полностью или в соавторстве с кем-нибудь из признанных уральских мастеров рок-текстов, с кем Полева активно сотрудничала (братья Кормильцевы, Аркадий Застырец и другие). Но в конце концов мы остановились на «Летучем фрегате» авторства Вячеслава Бутусова, который присутствовал еще на втором альбоме Наутилуса Помпилиуса «Переезд», записанном в 1983 году. Однако именно Настя в 1993 году (для юбилейного сборника Нау «Отчет за 10 лет») сделала из этой песни  настоящий, полноценный хит, который в дальнейшем занял достойное место в саундтреке к культовому фильму Алексея Балабанова «Брат». В дискографии же самой Насти этот трек появился на четвертом альбоме «Танец на цыпочках», да и то в качестве бонуса.

Текст - МЮ.

77-е место. Сектор Газа «Колхозный панк» (1989-1991)

Ютуб-канал Mitrofun1980

Как бы ни относиться к Сектору Газа, лидеру команды Юрию Хою и музыке, коллективом исполняемой, не признать, что это было незаурядное явление на отечественной рок-сцене, просто невозможно. Не сомневаюсь, что сводный хор диванных знатоков и мамкиных эстетов непременно затянет тоскливую арию о примитивности, трех- и двух-аккордности музыки, о текстах, не отвечающих изысканным вкусам потенциальных критиков. Отвечу им заранее. Так сказать, превентивно. В очередной и далеко не первый за последнее время раз повторю прочитанную у одного умного человека мысль. В популярной музыке важна не сложность или глубокомысленность сами по себе, а прежде всего точность. Точность в выборе художественных средств для решения поставленной задачи. Развлечь, взбудоражить, рассмешить - разве это так уж мало? Попасть в "яблочко" народного интереса от пролетариев до интеллигентов без навязчивой раскрутки на радио и телевидении или в Сети - легко и просто? Вот вам "Колхозный панк", записанный сначала на магнитоальбоме, а потом перезаписанный для винилового лонгплея (отсюда две даты выхода в подзаголовке). Задорно, весело и иронично. Но ведь удивительно точная удивительно верными мазками картинка нарисована. Такая, что отсмеявшись, можно и задуматься.

P.S. Приезжая в гости к родственникам в Воронеж, иногда попадаю на местное кладбище. И обязательно получаю от родных вопрос: "К Юре Клинских заходил?". Вот она народная память и признание...

Текст - БиС.

76-е место. Круг «Каракум» (1984)

Ютуб-канал Сергей Сало

Недолго просуществовавший, основанный бывшими музыкантами группы "Цветы" в 80-е годы прошлого века коллектив под названием Круг оставил после себя небольшое, но очень яркое творческое наследие. А визитной карточкой Игоря Саруханова, Александра Слизунова, Владимира Васильева и Михаила Файнзильберга несомненно является написанный Сарухановым на текст Ольги Писаржевской и Анатолия Монастырева "пустынный" хит "Каракум" с явным ново-волновым музыкальным привкусом. "Но это же показывали по советскому ТВ! В подозрительного цвета "огоньках"! Как это может быть роком!" - воскликнут упомянутые чуть выше знатоки и эстеты. А если абстрагироваться от советского ТВ и просто послушать? Тут-то может выясниться, что музыканты Круга делали музыку ничуть не хуже тех же Blondie или Duran Duran. И останется только пожалеть, что карьера ансамбля оказалась столь короткой. Что имеем не храним, потерявши плачем.

Текст - БиС.

75-е место. Бастион «Прогулка по Одессе» (1987)

Ютуб-канал

Музыка, рожденная в Одессе, традиционно ассоциируется у нас с «Мясоедовской», «Лимончиками», «Шаландами полными кефали» и прочими «Гоп-стопами». В общем со всем тем, что ныне объединяется красивым французским словом «шансон». Однако, в жемчужине у моря проживал и вполне себе серьезный рок — от сурового «тяжеляка» до навороченного прога (нет смысла перечислять наиболее ярких представителей одесского рока в небольшой заметке, некоторых мы упомянули в нашем сериале о советском харде) -

Но фигурой, которой было суждено объединить эти совсем не близкие друг другу музыкальные миры, сделав это непринужденно и органично, стал именно Игорь Ганькевич - лидер группы Бастион. А песня «Прогулка по Одессе» как раз и является, на наш взгляд, замечательным примером такого синтеза. Остается только добавить, что отличный кавер на эту вещь сделал со своей компанией Чиж — Сергей Чиграков (не удержимся, чтобы выложить его здесь в качестве своего рода бонуса): 

Ютуб-канал Steel Rat

Текст - МЮ.

74-е место. Облачный Край «Грустная история» (1985)

Ютуб-канал James Ensor

В этой десятке уже присутствуют два номинанта, которых автор заметки впервые увидел на знаменитом рок-фестивале Подольске в 1987 году. Третьим (но не последним) открытием Подольска была как раз архангельская группа Облачный Край, запомнившаяся на тот момент самой крутозамешанной антисоветчиной в текстах. Потом, по мере более углубленного знакомства с творчеством Сергея Богаева сотоварищи, стало понятно, что и музыка команды, безусловно, отличается своеобразием, и тексты, несмотря на кажущуюся «простонародность», на деле совсем не примитивны, а стеб и отвязность в них — на деле четко продуманный и вполне контролируемый «на грани» ход. Всем перечисленным качествам вполне отвечает номер «Грустная история», записанная летом 1985 года в Ленинграде для одного из лучших, на наш взгляд, магнитоальбомов ОК «Стремя и люди».

Текст - МЮ.

73-е место. Манго-Манго «Аквалангисты» (1987)

Ютуб-канал группа Манго-Манго

Самым «легким» представителем нашей сегодняшней десятки является веселый балаганчик Манго-Манго с его  первым хитом «Аквалангисты», клип на который был снят еще в далеком 1989 году, когда клипмейкеры делали упор не на навороченные спецэффекты, а на оригинальные идеи и даже актерскую игру музыкантов. Занятно, что в «официальной» записи эта песня, как и весь «изначальный» репертуар группы, вышла только почти через десять лет после сочинения — в 1995 году на первом альбоме команды «Источник наслаждения».

Текст - МЮ.

72-е место. Волшебные Сумерки «Лень» (1981)

Ютуб-канал Джо Джонсон

​​​​Для большинства современных рокоманов Волшебные Сумерки — это просто какая-то группа, где когда-то начинали свою карьеру «арийцы» Виталий Дубинин и Владимир Холстинин. А между тем в конце семидесятых «волшебники» были одной из самых авторитетных и сильных команд московской рок-сцены, составляя достойную конкуренцию «високосникам», «машинистам», «удачникам» и другим тогдашним звездам первой величины. В ней работал очень талантливый клавишник, композитор и аранжировщик Алексей Максимов, с нее началось сотрудничество с музыкантами будущей Главной Поэтессы Всего Русского Рока Маргариты Пушкиной. В репертуаре ВС было великое множество самых разнообразных каверов, постепенно сложился и собственный репертуар, в котором было немало потенциальных хитов — «Наполеон», «Великан», «Осень», «Жираф» (на стихи Николая Гумилева). На концертах группа играла, в основном, хард, но ее единственный магнитоальбом, записанный в начале 80-х, содержал по большей части богато аранжированные композиции прогового направления, в числе которых была и выбранная нами «Лень», авторства упомянутого творческого дуэта. Вокал — Виталия Дубинина.

Текст - МЮ.

71-е место. Ляпис Трубецкой «Ау» (1995)

Ютуб-канал belochub

«Ляписов» автору довелось услышать «живьем» в самом начале 90-х, когда у них и студийных записей-то еще не было. Сразу обратило на себя внимание наличие у группы ярко выраженного собственного лица, как в музыке, так и в текстах. Поэтому первую кассету (именно кассету!) с творениями Сергея Михалка и Ко мы ждали с нетерпением и, когда группа выпустила первые студийные записи, не были разочарованы. Остается добавить, что один из первых хитов команды — песня «Ау» присутствовала и на дебютном альбоме Ляписа Трубецкого «Ранетое сердце», вышедшем в 1995 году, и, в переаранжированном виде, и на втором — «Ты кинула», появившемся два года спустя.

Текст - МЮ.

Продолжение следует.

Предыдущие заметки:

#музыка #рок #русский рок #лучшие песни #волшебные сумерки #манго-манго #облачный край #сектор газа #настя полева #группа круг

Возвращаемся к опросам читателей. Нам интересно, насколько ваше мнение совпадает с авторским. Голосуйте.

Если вам нравятся материалы нашего канала, то вы можете поддержать нас любой суммой на ваше усмотрение: