Полотно русского художника Ивана Айвазовского «Вечер в Каире», которое почти 20 лет считалось пропавшим, удалось спасти от нечестной сделки. О темном прошлом полотна стало известно уже после того, как Sotheby's внес работу Айвазовского в каталог лотов под номером 23. Там его увидели представители семьи Носенко, которая раньше владела полотном. Советский контр-адмирал Иван Носенко купил «Вечер в Каире» для своей коллекции в конце 1940-х годов. Затем полотно передавалось из поколения в поколение до тех пор, пока в 1997 году картина не была украдена из квартиры семьи в Москве. Когда же представители семьи Носенко увидели фотографию картины «Вечер в Каире» на сайте аукциона Sotheby's, то заявили о том, что именно это полотно было похищено почти 20 лет назад.
В итоге представители аукционного дома Sotheby's сняли картину с продажи.
Выяснилось, что картину Айвазовского выставила на торги британская владелица, которая еще в 2000 году купила полотно со всей сопутствующей документацией в Европе. И даже не подозревала о том, что оно краденое.
Картина «Вечер в Каире» была написана Иваном Айвазовским в 1870 году, когда он присутствовал на открытии Суэцкого канала. До начала 40-х годов XX века она находилась в собрании некоего коллекционера Дедова, а затем попала к тогдашнему наркому водного транспорта Ивану Носенко.
Интересно, что в базе данных Интерпола и компании The Art Loss Register, занимающихся розыском пропавших и украденных произведений искусства, зарегистрировано более 180 тыс. работ. Среди них — 572 (!!!) творения Пабло Пикассо, 169 — Пьера-Огюста Ренуара и 16 — Караваджо. Вот лишь некоторые из самых известных произведений мирового искусства, связанных с кражами и ограблениями.
18 марта 1990 года случилась самая громкая кража произведений искусства в истории. Из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне грабители, проникшие в здание под видом полицейских, вынесли тринадцать картин, среди которых был и «Концерт» Яна Вермеера — одного из самых известных мастеров XVII века. На полотне, созданном в 1664 году, изображена пара женщин и мужчина, играющие музыку в слабо освещенной гостиной.
Еще в 1892 году парижский искусствовед Теофиль Тор продал картину с аукциона в своем поместье известному филантропу Изабелле Гарднер. Так «Концерт» попал в ее личный музей, где и выставлялся с 1903 года. «Концерт» вообще считается самой дорогой утерянной картиной в мире — ее цена составляет около 200 миллионов долларов. Тому, кто вернет картины в ценности и сохранности, обещано вознаграждение в размере 5 млн долларов.
Вместе с «Концертом» Яна Вермеера из бостонского музея Изабеллы Гарднер пропало и это полотно. Картина примечательна тем, что это был единственный морской пейзаж, нарисованный Рембрандтом. «Шторм» изображал чудо Христа, когда он успокоил Галилейское море.
В марте 2013 года ФБР созвало специальную пресс-конференцию, где было заявлено о раскрытии имен исполнителей. Уголовный анализ показал, что картины украла целая организованная организация, а не местные одиночки, как считалось ранее. Правда, власти заявили, что следствие по делу все еще продолжается, поэтому имена называть еще рано. С тех пор никаких новых данных о судьбе картин не поступало.
Это преступление датировано еще 10 апреля 1934 года — на выставке, проходившей в соборе Святого Бавона в бельгийском Генте, украли картину Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это полотно само по себе являлось лишь частью алтарной картины «Поклонение Агнцу», созданной еще в 1426–1432 годах. Украли только одну часть из 12 панелей, при этом грабители оставили записку. На французском языке было написано, что картина отнята у Германии Версальским договором.
А дальше началась интересная переписка. Целых семь месяцев правительство Бельгии общалось посредством писем с неким лицом, утверждавшим, что картина у него, и требовавшим выкуп. Вора выявили 25 ноября, им оказался местный эксцентричный политик Арсен Годертьер. Уже умирая, он заявил, что только ему и известно, где находится картина, но эту тайну он унесет с собой в могилу. С тех пор появилось немало версий о местонахождении картины. И хотя многие склоняются к тому, что ее уничтожили, она все еще официально числится в списке пропавших произведений искусства.
Почти трехметровое полотно Караваджо было украдено в 1969 году из часовни Сан-Лоренцо в Палермо. Грабители варварски обошлись с картиной: для того чтобы извлечь ее из позолоченной рамы, они воспользовались бритвой. Картина не найдена.
Картина, созданная в 1901 году, находилась в Роттердаме и была украдена из музея Кюнстхал в октябре 2012 года. Один из пойманных злоумышленников утверждал, что он сжег картину Моне, как и другие украденные картины, в печи своей матери. Так вор пытался спрятать улики. И хотя в печи действительно были найдены некоторые пигменты, нет весомых доказательств слов преступника и уничтожения картины.
В конце 1930-х по приказу Гитлера из многих частных коллекций и музеев было изъято немало «развращенных» произведений искусства. В их число попала и картина Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». На самом деле Гитлер хотел создать свою коллекцию предметов искусства, самую большую в мире. Для нее те самые «развращенные» работы и предназначались. Однако после окончания Второй мировой войны шедевр Ван Гога обнаружить так и не удалось. Поэтому до наших дней дошла только черно-белая фотография картины.
Эта картина была украдена в 2002 году из Музея Ван Гога в Амстердаме по старинке. Никто не врывался в музей средь бела дня и не угрожал перепуганным смотрителям оружием. Преступники проникли в здание ночью, вскарабкавшись на второй этаж по приставной лестнице и разбив окно. В 2004 году по обвинению в краже были арестованы два человека.
Эта картина также была украдена в 2002 году из Музея Ван Гога в Амстердаме.
Эта кража оказалась довольно странной. Произошел инцидент 20 мая 2010 года в Париже, примерно в 7 часов утра. Из местного Музея современного искусства было украдено пять картин общей стоимостью в 100 миллионов евро. Одной из них являлся шедевр Пикассо «Голубь с зеленым горошком», созданный в 1911 году. Вора осудили в 2011 году. Вот только он рассказал, что после кражи впал в панику и просто выбросил картины в мусор. История вызывает сомнения, а картины так и считаются пропавшими.
Преступление было совершено в 2012 году в музее Кюнстхал, что в голландском Роттердаме. Всего за три минуты они промчались по музею, забрали семь картин и ушли. Прибывшая на место полиция только развела руками.
Примерная стоимость похищенных шедевров — 18 миллионов евро. Но уже в ноябре был арестован один из воров, но картины так и остались не найденными.
В 2000 году произошло ограбление Национального музея в Стокгольме: трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, захватили несколько картин, в том числе и полотно Ренуара, и скрылись. «Беседа с садовником» неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев в 2005 году.
«Люксембургский сад» Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне. Картины до сих пор не найдены.
22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка «Крик» и «Мадонна». Шедевры были найдены полицией в 2006 году. «Крик» – наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов.
В коллекции Императорских Яиц, созданных ювелиром Петером Карлом Фаберже, насчитывалось 52 яйца – по количеству недель в году. В 1918 году коллекция была разграблена. Со временем некоторые из них оказались в руках частных коллекционеров, другие попали в разные музеи по всему миру. Судьба же восьми таких изделий так и осталась неизвестной.
21 августа 1911 года этот шедевр Леонардо да Винчи был украден из Лувра – как выяснилось чуть позже, картину украл музейный рабочий Перуггия, который просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча полотно у себя под одеждой. В течение двух лет фотографии «Мона Лизы» печатались во всех газетах Европы, и этот портрет стал самым известным полотном в мире. Портрет вернулся в Лувр через два года.