В предыдущей статье мы познакомились с крайне необычным творчеством Лоуренс Ле Констан, и хотя ее шедевры — не самый лучший пример прекрасного, все же благодаря им мы переступили порог и вошли в маленький и прекрасный мир сложных, роскошных и изысканных творений. Своей сказочной красотой и необыкновенной притягательностью они целиком и полностью обязаны блеску ярких красок и сказочным переливам нежнейшей легкости птичьих перьев. Что ж, раз уж нам довелось заглянуть в этот мирок, почему бы не изучить его повнимательнее...
На самом деле даже с учетом совершенно бестолковых и хаотичных подходов к творчеству, моде и искусству, которые проповедуются в современном мире, художников и мастеров, работающих с перьями не так уж и много — видимо, сказывается специфика материала, с которым очень и очень трудно работать.
Зато есть ощутимый плюс — не нужно долго выбирать, о каком художнике написать. Чтобы получить наиболее полное представление об этом направлении в декоративном искусстве, я решила рассказать на канале о творчестве трех самых известных и самых узнаваемых художниках этого направления.
Помимо перьев их объединяет место творчества и его применение: основными направлениями для хрупких украшений из птичьих перьев являются естественно мода и дизайн, а самой лучшей страной для создания такой утонченной, легкой, почти эфемерной формы красоты стала, конечно, моя любимая Франция.... Ах да, ну и конечно, все художники, о которых пойдет речь — женщины...
Итак, сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством первой француженки - Эмили Мутар-Мартен. Почему именно с ней? Наверное потому, что ее имя первое приходит на ум, когда речь заходит о перьях. Она не просто создательница уникальных украшений, которые уже давно сделались достоянием самых роскошных и влиятельных домов моды и ювелирных империй, она еще и художник, который создает сложные картины в совершенно особенной, изобретенной ею технике — маркетри из перьев... Но обо всем по порядку.
Эмили Мутар-Мартен часто говорит, что не она выбрала перо, а перо — выбрало ее. Она же лишь позволяет структуре пера, его особенностям, краскам, блеску и фактуре заявить о себе. Все ее творчество — это своеобразный гимн естественной красоте этих необычных украшений, созданных природой для самых хрупких представителей мира фауны.
«Я не стала макать перо в чернила, я сделала само перо чернилами для своих творений» (Э.Мутар-Мартен)
Художница сдержанно и эффектно использует эту естественную красоту для создания необычных шедевров: сложных украшений и орнаментов — элементов отделки для творений высокой моды.
Например, для показа Жана Поля Готье в 2011-2012 году или для дома Hermes. Для коллекции последнего Мутар-Мартен создала невероятно прекрасный зонт из перьев — хрупкое, абсолютно декоративное украшение, полностью лишенное какого-ибо практического значения. Но разве от этого оно становится менее прекрасным? Когда видишь его изображение, мозг никак не может принять мысль о том, что его фактура, его изысканный и вместе с тем такой правильный, симметричный узор — результат сложной симфонии красок и бликов, орнаментов и рисунков обычных перьев, мастерски подобранных художником в единое целое.
Или другое ее творение — изящный веер, созданный для Maison Sylvain Le Guen: поразительно, но в этом произведении птичьи перья используются для имитации формы и фактуры цветов орхидеи. Из-за этого сочетания двух природных миров изделие получает легкость и какое-то необъяснимое очарование, заставляющее с замиранием сердца изучать его снова и снова.
А украшения, которые создает Эмили Мутар-Мартен в рамках собственного бренда — разве могут они оставить кого-либо равнодушным? Самым показательным в этом отношении являются, наверное два из них
Первое — белоснежный браслет из гусиных перьев, который, благодаря маленьким бусинкам светлого коралла и хрупким искоркам редких пайеток, кажется не иначе как украшением царевны-лебедя — взмахом ее волшебного крыла, которое оставило такой изысканный и чарующий след в виде белоснежного росчерка легких перьев...
Второе — наоборот: пронизанное бесконечной глубиной величественного черного нагрудное украшение из строгих и жестких перьев цвета вороньего крыла, вот только они вовсе не вороньи, а петушиные и гусиные, хотя общий эффект от этого нисколько не ослабевает. Снова мы видим лишь естественную игру света и переливов, благодаря которой почти физически ощущаем волшебную фактуру перьев, одновременно бархатистую, шелковую и словно лакированную...
При взгляде на эти шедевры сложно не ощутить восхищения, которое художница испытывает перед своим драгоценным материалом. В ее произведениях мы действительно никогда не увидим каких-то сложных образов и противоречивых форм, на первом плане в них всегда будет перо.
Наверное, одним из самых показательных в этом отношении является живописное панно «Тихий лес», созданное Мутар-Мартен для украшения офиса ювелирной фирмы Boucheron на Вандомской площади в Париже.
Поскольку это было повторное открытие бутика, после нескольких неудачных лет, Мартен использовала перья как символ пробуждения: они словно прорастают через обугленную кару погибшего дуба, веселыми красочными искорками возвещая рождение новой жизни, прекрасной, чарующей, наполненной легкой, эфемерной красотой изящных перьев.
Примечательно, что в качестве основных используются перья павлина — главного символа этого ювелирного дома.
Не знаю почему, но это панно — одно из моих любимых произведений этой художницы. В самом его названии «Тихий лес» мне слышится некая сказка, от которой замирает сердце в предвкушении чего-то особенного... И это особенное действительно можно разглядеть в брызгах перьев, похожих скорее на какие-то волшебные цветы, спрятанные в самой темной глубине леса, на границе нашего обычного и другого — волшебного мира...
Однако для художницы эта красочная картина не является самым большим достижением, куда более значимой иллюстрацией ее творчества стало другое произведение - “Stratus”.
Только посмотрите на этот образчик минимализма — разве может он соперничать с красками и силой фактуры «Тихого леса»? Наверное нет, если не знать о секрете технологии, с помощью которой он создан.
Действительно, за яркими бликами сине-зеленых оттенков мы не сразу понимаем специфику материала, а ведь это — не что иное как пигмент-пудра, сделанная из перьев павлина и попугая, нанесенная на традиционную японскую бумагу ханджи.
Это так называемая техника флокирования, разработанная художницей с целью исполнения своей давней мечты: «использовать перо как чернила». Она полностью разбирает оперение и формирует из него пудру — цветовую палитру, возможности которой, благодаря специфики исходного материала — его переливам и блеску, шелковой фактуре, практически безграничны.
В результате сочетания этой новой техники и так любимому Мутар-Мартен маркетри из перьев возникло ее тесное сотрудничество с домом Пиаже: точные, роскошные часы по-настоящему преобразились благодаря ее перьям.
С 2014 года их циферблаты получили всю легкость и очарование, всю глубину и интенсивность цвета птичьих перьев. А их тонкие стрелки изящно заскользили по гладкой, почти лакированной поверхности сложных панно из покрытых золотом и серебром нитей птичьего пера.
Сложно отрицать волшебную магию такой изящной эстетики, равно как и непревзойденный уровень мастерства самой художницы. Хотя она и не является единственной представительницей этого странного направления в декоративном искусстве, именно ей довелось развить самую сложную, самую необычную, в буквальном смысле ювелирную технику работы с пером. А следовательно, и показать все грани его естественной, изысканной, волшебной красоты.
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи о шедеврах из перьев: