Найти тему
Записки о самолетах

Ил-114-300 - мне бы в небо... Текущее состояние и перспективы.

Всем зашедшим - привет. Сегодня я, как и долго обещал, постараюсь описать текущее положение дел и возможное будущее весьма спорного самолёта с по-своему трагичной судьбой - Ил-а 114-300.

Друзья, очень попрошу вас подписаться на канал! У нас тут много чего интересного - и рассказы про самолёты, и вот такие разборы с мыслями - что, где, как, куда, зачем... Надеюсь, вам нравится :)

История оригинального Ил-114 началась в далёких 1980-х годах, когда парк Ан-ов 24, широко использовавшийся на местных воздушных линиях, начал постепенно устаревать и машины начали списывать в связи с выработкой назначенного ресурса. В связи с этим коллектив ОКБ Ильюшина во главе с Генрихом Васильевичем Новожиловым выступил с инициативой создания нового самолёта - Ил-114. Инициатива была поддержана Министерством гражданской авиации СССР и, несмотря на большую загрузку коллектива работами по Ил-96, "добро" на разработку 114-го было дано. Начало эксплуатации нового самолёта должно было прийтись на 1991 год.

Ил-114 оснащался двигателями ТВ7-117С, разработанными в 80-х - 90-х в Уфимском ОКБ МАП СССР. Сертификат типа на двигатель был выдан Межгосударственным Авиационным Комитетом в 1997 году. Однако, двигатели первых серий, поставляемые для Ил-114, были "сырыми": имели назначенный ресурс в 800 часов, а винты - малошумные, шестилопастные, с системой автоматического флюгерирования в полёте - СВ-34, разработки Ступинского КБ "Аэроила" - имели ресурс в 1000 часов, что делало самолёт абсолютно неконкурентоспособным. И тут уже нельзя было сослаться на специфические задачи, ставившиеся перед 114-м - эксплуатация с относительно малых аэродромов, с грунта, в сложных климатических условиях - потому что даже несмотря на отсутствие у конкурентов возможности совершать посадку на грунт, они были надёжнее и долговечнее, чем новый Ил...

Поэтому, был разработан вариант Ил-114-100 (Ил-114РС), получивший двигатели Pratt&Whitney 127Н с мощностью 2750 л.с. каждый (ТВ7-117 имеет мощность 2500 л.с.). 10 таких самолётов были поставлены в Узбекистан, авиакомпании Uzbekistan Airways (Oʻzbekiston havo yoʻllari). При этом, на 2013 год парк самолётов этой авиакомпании составлял 7 машин, 6 из которых были переоснащены американской авионикой фирмы Collins (машина с российской авиаоникой с 1 декабря 2011 года находился на хранении).

Всего было произведено 20 единиц, производились они на Ташкентском авиазаводе.

-3

Подробнее про историю Ил-114 можно прочитать в моей статье, написанной некоторое время назад, ссылка вот: тык

На сегодня актуальной является модификация Ил-114-300, о которой речь и пойдёт.

Итак, Ил-114-300. В июле 2014 года президент России Владимир Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации возобновления производства Ил-114 на производственных мощностях в нашей стране. Уже в августе (27 числа) появилось сообщение о том, что развертывание производства ил-114 для гражданской авиации нецелесообразно, однако, уже в октябре Дмтрий Рогозин сообщил, что идея разработки нового самолёта на базе ил-114 одобрена и будет финансироваться.

Первый и, пока, единственный экземпляр Ил-114-300 собран на базе старого планера ташкентского производства, однако на него установлена обновлённая авионика и новые двигатели ТВ7-117СТ-01. Это тот же ТВ7-117, но модернизированный и улучшеный, с увеличенным ресурсом и мощнотью 3100 л.с. на взлётном режиме. Эти же двигатели устанавливались на Ил-112 - транспортник, который должен был заменить Ан-26.

и вот самое грустное, что всегда убивало нашу авиацию - это именно двигатели. Что ТВ7-117, что НК-86, что Д-30, что АИ-25 - советские/российские двигатели никогда не отличались надёжностью, ресурсом, простотой обслуживания и своими характеристиками.

К сожалению, проблема с двигателями не обошла стороной даже новейший Ил-114, так как его судьба прямо связана с другим Ил-ом - с Ил-112В... Как многие знают, 17 августа 2021 года при заходе на посадку в аэропорту Кубинка, на который Ил перелетел из Воронежа для участия в аоенно-техническом форуме "Армия-2021", самолёт разбился. Причиной стал двигатель - официального отчёта по этой катастрофе не будет (самолёт принадлежал к экспериментальной авиации, а отчёты по проишествиям с такими ВС не обязаны быть предоставлены в открытом доступе), но, по известной мне информиции, проблема была в материалах - разрушилась запчасть, сделаная из титана. При том, что за день до полёта на втором двигателе эта делталь была была заменена на сталь - почему нельзя было заменить ее сразу на двух двигателях?..

После катастрофы Ил-112 полёты самолётов с этими двигателми были прекращены до официального окончания расследования, и, кроме Ил-ов 112 и 114, так же были прекращены полёты вертолётов Ми-38, имеющих двигатели ТВ7-117В. Сейчас 38-ки снова летают, а в планах развития российской авиации на 2020-е - 30-е года Ил-114 есть, а проекта Ил-112В, похоже, нет - видимо, количество проблем самолёта превысило возможные ожидания от него. планах дальнейшего развития нашей авиационной промышленности (про планы развития отрасли можно прочитать здесь - тык) 22 февраля 2022 года было объявлено, что все работы по производству самолёта, в том числе и работы по сборке на ВАСО второго и третьего лётных образцов, приостановлены до завершения расследования катастрофы с первым образцом, однако, расследование закончено, и какого-то возобновления производства 112 не предвидится...

Но вернёмся к 114. После катастрофы на Кубинке новостей по 114 практически не появлялось - этим летом самолёт не летал, но, при этом, по озвученным выше планам развития в 2024 году требуется собрать уже два первых серийных борта. Главный вопрос - из чего будут собирать эти самолёты. Раньше Ил-114 выпускались на заводе в Ташкенте, и первый 114-300 собран на основе старого ташкентского планера. В 2020 году на заводе РСК "МиГ" (114-300 делается с привлечением специалистов с ВАСО и мощностей "МиГ"-овского завода в подмосковных Луховицах) стартовала агрегатная сборка второго образца Ил-114-300 (сборка отдельно фюзеляжа, крыла, оперения, шасси и т.д.), ставшего первым заново созданым с нуля 114, по технологии серийного производства. При этом, полагалось, что сборка будет происходить бесстапельным методом. Но, на момент начала августа 2022 года, об этом втором экземпляре - ни слуху, ни духу. Что, конечно, тревожит, с учётом серии на 2024 год.

-6

И немного фактов на последок. В Ташкенте на заводе имеется задел на 8 фюзеляжей Ил-114. Переговоры об их передаче на нижегородский завод "Сокол" с целью возобновления производства и сдаче первых машин в 2017 году не увенчались успехом. В 2019 году производство Ил-114 решено возобновить на ВАСО совместно с корпорацией "МиГ"; планируется сборка 12 машин на заводе в Луховицах. При этом ОАК переоснащает завод "Авиастар-СП" в Ульяновске, на нём будут производиться отдельные узлы и агрегаты для Ил-114-300. Первые поставки были запланированы на 2022 г., но летом 2021 был назван новый срок серийного производства самолёта — 2023 год. Кроме всего прочего, на задержки по программе Ил-114 сильно бьёт недостаток средств и кадровый дефицит, который никак не восполняется.

Конечно, хотелось бы смотреть оптимистично на все, что происходит с проектом Ил-114-300, однако, смотря правде в глаза - авиакомпании, которые уже много-много лет не могут заменить Ан-24/26, не выражают явного и сильного интереса к новому самолёту. Хотя, в современном мире возможно всё... Самолёт хороший - самолёт БЫЛ хороший в варианте с иностранными двигателми и авианикой, а сейчас, с обновлённым двигателем с увеличенным ресурсом, с новыми винтами, с новой, российской авианикой, должен был стать фениксом, восставшим из пепла... На деле, двигатели плохие, кому самолёт нужен - непонятно. Перспектива попадания Ил-114-300 в авиакомпании "путём принудительного внедрения" не очень весёлая, но, всё же, лучшая, чем продолжать летать на старых Ан-ах, обслуживанием двигателей которых на всю Россию (а это не только гражданские борты, но и армейские, надо понимать, и, естественно, ремонт военных самолётов идёт в первую очередь) занимается один завод, катастрофически не справляющийся с объёмом проходящих через него моторов. А выпуск Ил-114 позволит создать рабочие места (были бы эти места с достойной зарплатой... Но это отдельная тема), вернуть к жизни какое-никакое, а серийное производство, и отправить наконец-то на покой советские Ан-ы, доживающие и долётывающие свой бескончаемо продляемый ресурс.

-8

Как-то так на текущий момент обстоят дела с Ил-114-300. Пишите обязательно ваше мнение в комментарии, будет очень интересно почитать.

На этом я с вами прощаюсь, и до новых встреч!

А если статья понравилась, можно тыкнуть лайк) И обязательно подписаться, чтобы не пропускать новые статьи! Вам - несложно, мне - приятно ツ