Японская экономика, словно феникс возродившись из послевоенной разрухи, стала четвёртой в мире по размеру ВВП. Трудолюбие, упорство, пунктуальность – эти и многие другие качества японцев часто рассматривают как одну из основных причин стремительного послевоенного роста, а также как фактор, всё ещё поддерживающий конкурентоспособность японских производителей. Действительно ли можно назвать японцев идеальными работниками? Об этом, а также о коллективизме и особенностях корпоративной культуры Японии расскажем в сегодняшней статье.
В 2019 году среди иностранцев, работающих в Японии, был проведён опрос, по итогам которого оказалось, что строгие правила и трудовая этика, жёсткая иерархия, сложности с получением выходных или отпусков были неожиданностью для респондентов [1]. Японский подход к труду нельзя назвать уникальным ни для Азии, ни для всего мира в целом. Тем не менее, можно выделить несколько его особенностей.
Одна из них – отношение к работе как долгу, который влияет не только на заработную плату или продвижение по карьерной лестнице, но и на честь и достоинство самого работника, а также его коллег. Яркий пример подобного поведения представлен в мультфильме Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает» (風立ちぬ). На протяжении всего повествования главный герой картины Дзиро Хорикоси без устали трудится и едва ли проводит время со своей возлюбленной, несмотря на её приближающуюся смерть от туберкулёза. Главное для Дзиро – выполнение своего долга, что характерно для многих японцев по сей день.
Самопожертвование далеко не всегда имеет положительный исход как для самого работника, так и для компании и даже страны. Японцы стремятся сделать всё возможное. Многие из них перерабатывают, не заботясь ни о ментальном, ни о физическом здоровье, что за последние годы, особенно после начала экономической стагнации, приобрело общенациональный характер [3].
Кароси (過労死), что можно буквально перевести как «смерть от переработок», первоначально японский термин. Он возник ещё на рубеже 1960-70-х гг., когда Япония переживала эпоху стремительного экономического роста. Работники оставались на работе допоздна, практически не отдыхали, что, например, часто приводило к проблемам с сердцем и заканчивалось смертью. Уже в 1980-е гг. термин «кароси» принят на государственном уровне, а для противодействия возникновению новых жертв был основан специальный национальный колл-центр [4]. Туда звонят за помощью не только те, кто не знает, как спасти своих близких от переработок, но и сами трудящиеся.
Усугубляет ситуацию пренебрежительное отношение самих японцев и японской системы здравоохранения к ментальным болезням. Довольно часто работники, большую часть которых представляют мужчины, боятся обратиться за помощью из-за возможного осуждения обществом. В связи с этим многие из них решаются на крайнюю меру – самоубийство. Дело в том, что отношение японцев к суициду значительно отличается от европейского. Ещё в эпоху сёгуната убивая себя, самураи стремились избежать позора или напротив продемонстрировать свою доблесть [3]. Так или иначе, это отношение сохранилось у некоторых японцев до сих пор.
Несмотря на то, что главной целью подобного самобичевания японцев являются высокие результаты труда, добиться этого в полной мере не удаётся. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, Япония занимает лишь 23 место по эффективности труда из 36 стран-участниц этой организации [8]. Трудно ответить на вопрос о том, что же является главной причиной. Исследователи отмечают низкие темпы цифровизации Японии, специфику труда, чаще подразумевающего рутинные, а не творческие задания, устаревший подход работодателей, базирующийся на оценке не эффективности труда, а затраченных часов и т. д. [9], [10].
Отдельного внимания заслуживает т.н. «пожизненная занятость». Суть этого феномена заключается в том, что компании нанимают только что выпустившихся студентов и обучают их необходимым навыкам. Новые работники, в свою очередь, выражают благодарность своей преданностью. Зачастую это приводит к тому, что работники служат только в одной компании, а те, кто желают попробовать что-то новое, довольно часто сталкиваются с непониманием и сложностью трудоустройства. По данным Организации экономического сотрудничества и развития за 2019 год, в среднем японцы работают в одной компании порядка 12,4 года, тогда как средний показатель среди стран-участниц составляет 10,1 года [8]
Тем не менее, и правительство, и частные компании стремятся решить эти проблемы. Например, Toshiba с 1999 года обеспечивает своих сотрудников всей необходимой профессиональной психологической помощью, что позволяет ежегодно поддерживать и спасать от суицида сотни работников, страдающих от депрессии [3]. Также в 2018 году в Японии началось проведение реформы, направленной на уменьшение переработок. В частности, установлено ограничение в 45 часов переработки в месяц и 360 часов в год [8]. Таким образом, японское общество постепенно меняется, как меняется и отношение японцев к ментальному здоровью, поиску себя, в том числе на профессиональном поприще.
В дополнение к вышесказанному стоит отметить ещё одну важную черту японской бизнес-этики – профессиональный коллективизм. Подчинённый не может уйти с работы раньше начальника, равно как и не делает этого раньше коллег. Довольно часто подобная ситуация приводит к непродуктивным переработкам, когда простые клерки сидят и лишь делают вид, что занимаются чем-то важным.
Характерно то, что профессиональный коллективизм японцев не ограничивается лишь рабочим пространством. Номикаи (飲み会) – это японский термин, состоящий из иероглифов «пить» и «встречаться» и обозначающий неформальную встречу коллег после работы. Это своего рода корпоратив, отличительной особенностью которого является его обыденность. Японцы устраивают номикаи не только в честь больших праздников, но и для того, чтобы отдохнуть после тяжёлой рабочей недели или сдачи сложного проекта. Причём чаще всего встречипродолжаются до полуночи, пока не перестаёт работать метро. Состоит номикаи из нескольких этапов, при всём этом существует определённый порядок рассадки людей, разливания выпивки и оплаты счёта, словно на церемонии. Стоит иметь в виду, что отказаться от посещения номикаи значит оскорбить коллег и стать «белой вороной», к чему японцы относятся крайне отрицательно. [12]
Итак, можно сказать, что рассмотренные нами ключевые черты японской бизнес-этики формируют ту Японию, которую мы знаем сейчас. С одной стороны, эти черты внесли свой вклад в послевоенное экономическое восстановление и развитие страны. С другой стороны, стоит помнить, что они ведут, в свою очередь, к возникновению ряда отрицательных эффектов, таких как проблемы со здоровьем, снижение производительности, профессиональное и личностное выгорание и т. д. Тем не менее, эти проблемы не остаются без внимания: правительство, компании и гражданское общество постепенно меняют к ним своё отношение и начинают всё больше способствовать их сглаживанию.
Материал подготовил: Александр Сорокин
Редакторы статьи: Екатерина Козлова, Александр Сабанцев
Обложка: Ангелина Климова
Список литературы:
1. Foreign Workers’ Impressions of Part-Time Jobs in Japan. // Nippon.com. [Электронный ресурс]. – 13.06.2019. – URL: https://www.nippon.com/en/japan-data/h00467/foreign-workers%e2%80%99-impressions-of-part-time-jobs-in-japan.html?cx_recs_click=true.
2. The Wind Rises. // Akwam.one. [Электронный ресурс]. – 16.06.2021. – URL: https://akwam.one/movie/3938/the-wind-rises-2.
3. Killing Yourself To Make A Living: In Japan Financial Incentives Reward “Suicide”. // Japan Subculture Research Center. [Электронный ресурс]. – 12.09.2012. – URL: https://web.archive.org/web/20161119115928/http:/www.japansubculture.com/killing-yourself-to-make-a-living-in-japan-financial-social-incentives-keep-suicide-rates-high/.
4. KAROSHI Hotline Results. // KAROSHI Hotline National Network. [Электронный ресурс]. – 16.06.2007. – URL: https://karoshi.jp/english/results.html.
5. Death by Conformity. // Newsweek. [Электронный ресурс]. – 01.08.2019. – URL: https://www.newsweek.com/death-conformity-151251.
6. STOP!過労死. // 労務ドツトコム. [Электронный ресурс]. – 16.10.2017. – URL: https://roumu.com/archives/51489675.html.
7. 令和2年中における自殺の状況. // Ministry of Health, Labor and Welfare. – 16.03.2003.
8. Implications for the Japanese employment system. // OECD iLibrary. [Электронный ресурс]. – 2021. – URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/0ea11b94-en/index.html?itemId=/content/component/0ea11b94-en.
9. Why Japan Still Lags in Work from Home, Even During the Pandemic. // Nippon.com. [Электронный ресурс]. – 08.10.2021. – URL: https://www.nippon.com/en/in-depth/a07602/?cx_recs_click=true.
10. Japan's Low Labor Productivity: The gap with the U.S. and complex causes. // Research Institute of Economy, Trade and Industry. [Электронный ресурс]. – 03.05.2019. – URL: https://www.rieti.go.jp/en/papers/contribution/morikawa/12.html.
11. Japan’s Productivity Ranks Lowest Among G7 Nations for 50 Straight Years. // Nippon.com. [Электронный ресурс]. – 06.01.2022. – URL: https://www.nippon.com/en/japan-data/h01196/?cx_recs_click=true.
12. THE NOMIKAI: JAPAN’S BUSINESS DRINKING CULTURE. // NOMUNICATION. [Электронный ресурс]. – 17.11.2018. – URL: https://www.nomunication.jp/japans-business-drinking-culture/.
13. Волковская пивоварня. // КОЛЛЕКЦИЯ ЭТИКЕТОК. [Электронный ресурс]. – 04.04.2022. – URL: http://home.nubo.ru/beervrn/Collection/moskobl/mytihivolk/mytihivolk_1.htm.
#востоковедение #Япония #бизнес #дальнийвосток #восточнаяазия #продуктивность #экономика #диалогиовостоке #корпоративнаякультура #восток-запад