Найти тему

«Не кричать на детей?! Посмотрю я на вас, когда ребенок сунет пальцы в розетку!» Рассказываю, как действовать в опасной ситуации

Оглавление

Когда я говорю о воспитании без криков и наказаний, каждый раз я получаю подобные комментарии. Неужели я, дипломированный детский психолог, предлагаю спокойно разговаривать с трехлетним ребенком и пытаться вразумить его, когда он несется на проезжую часть?!

Ну конечно НЕТ

Если непослушание угрожает жизни и здоровью ребенка, родитель должен действовать жестко и непреклонно. В таком случае уговоры бессмысленны и даже опасны. Родителю нужно быстро принять решение и действовать, не обращая внимания на крики и протесты ребенка.

Но КАК действовать?

Давайте объясню на примерах для наглядности.

Представьте: вы стоите в метро и ждете поезд. Рядом стоят две женщины, каждая со своим сыном. Возраст детей одинаковый — 3 года.

Поезд приближается, но еще не остановился. Дети бегут к краю платформы. Они оба вот-вот попадут под поезд.

Реакция мамы № 1

Она бежит за ребенком, дергает его за руку, оттаскивает и начинает бить. Мама испугалась, поэтому выливает свои эмоции на ребенка через крик и шлепки. Ребенок из-за этого тоже испуган, ему больно, он закатывает истерику. Из-за истерики он не может соображать, не понимает никаких слов, чувствует только боль от шлепков и обиду на мать.

Потребуется еще не меньше 20 минут, чтобы унять истерику ребенка. Процесс может затянуться, если мама не сможет стабилизировать собственные эмоции: мама с ребенком будут цеплять друг друга и напряженность будет продолжаться все дальше и дальше.

Если из-за этого инцидента они куда-то опоздают, мама будет злиться еще сильнее и винить в этом ребенка. Ребенок будет чувствовать эту агрессию со стороны мамы и реагировать агрессией в ответ.

Конфликт продлится до вечера. Они оба лягут спать раздраженными, злыми, обиженными. Даже если они попросят друг у друга прощения, все равно останется неприятный осадок. Отношения будут подпорчены.

Реакция мамы № 2

Она бежит за ребенком, хватает его на руки, относит подальше от поезда и просто пытается успокоиться. Ребенок не понимает, что происходит. Чувствует негодование и пытается вырваться. Мама крепко его держит. Вскоре ребенок перестает вырываться, а мама к этому времени приходит в норму. Она опускает ребенка, садится на один уровень с ним и объясняет, почему она так поступила.

Они продолжат свой путь и будут еще обсуждать эту ситуацию. Но делать это они будут без эмоций. Поскольку ребенок спокоен, он может думать и воспринимать информацию. Он рассуждает, пытается осознать, что произошло. У него не включается защитная агрессия на агрессию мамы, как у ребенка № 1.

☝️ Заметьте, в обеих ситуациях мать применяет к ребенку физическую силу. Но в первом случае мать делает это с агрессией, а во втором — нет. И именно это все меняет.

Скорее всего, оба ребенка еще допустят такую ошибку и побегут к поезду. Неважно, получали они по попе или нет. Они побегут, потому что они дети и не могут оценивать скорость движущихся предметов: у них еще не сформировались отделы мозга, отвечающие за это.

Когда ребенок получает по попе, он прекращает то действие, которое делал и за которое его ругают. Но не потому что он резко осознал свою ошибку и больше так не будет.

В момент удара он просто пугается. Он не может анализировать ситуацию. Его мозг не способен размышлять логически: он занят активацией базовой защиты. Включаются рефлекс: бей/беги/замри.

Получается, рукоприкладство для ребенка абсолютно бесполезно. Оно не поможет ему стать лучше, о чем-то задуматься. Оно только вызовет страх и ответную агрессию, а в будущем — отдаление от родителя и испорченные отношения.

☝️ Зато рукоприкладство очень помогает маме. В моменты испуга за собственного ребенка маме тяжело справиться с эмоциями. Их хочется выплеснуть. Агрессия — очень эффективный для этого способ.

Я понимаю эти чувства и не осуждаю. Ведь я тоже мать и я боюсь за своих детей.

Но мы с вами все же взрослые люди. Мы не дети, которые действуют под властью рефлексов и ничего не осознают. Мы можем контролировать себя, менять свое поведение, можем брать на себя ответственность.

И мы можем выбирать: какой мамой нам быть: № 1 или № 2.

Решать вам.

А я могу вам в этом помочь. Я записала лекцию «Воспитание без наказаний», в которой подробно рассказала о том, как добиться от ребенка послушания без рукоприкладства и криков.

Также к лекции я добавила подарочные материалы, которые помогут справиться с эмоциями в трудных ситуациях. Переходите на мой сайт, чтобы узнать о лекции подробнее

Лекция «Воспитание без наказаний»

P.S. Любую подобную ситуацию лучше предотвратить, чем потом с ней разбираться. Поэтому вы как родитель должны обеспечить безопасность своего ребенка хотя бы дома: закрыть все доступные розетки специальными вставками, убрать подальше потенциально опасные предметы, все острые углы обклеить мягкими насадками и так далее.

Ни я, ни один другой психолог не скажет вам, что достаточно просто предупредить годовалого ребенка и думать: «Ну, я же объяснила ему, что в розетку лезть нельзя, теперь он будет осторожнее». Да, предупреждать нужно, но этого недостаточно.

Ответственность все равно на вас

#дети #воспитаниедетей #воспитаниеребёнка #родители #родителиидети #осознанноеродительство #материнство #осознанноематеринство #счастливоематеринство #советыродителям