Министры энергетики стран ЕС намерены обсудить предложение Еврокомиссии об ограничении использования российского газа. Настроения главных энергетиков континента крайне противоречивые: ряд из них сомневается в том, что их страны переживут наступающую зиму без поставок «Газпрома». Однако председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен категорично утверждает, что надо быть готовыми к тому, что Москва в любой момент полностью прекратит экспорт «голубого топлива». Насколько обоснована такая угроза и какие факторы могут разрушить достаточно хрупкий энергетический диалог Москвы с Западом, рассказал заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей ГРИВАЧ.
- Глава ЕК фон дер Ляйен предупредила Европу о полном прекращении поставок газа из России. Это заявление прозвучало довольно неожиданно на фоне оптимистичных новостей о возобновлении экспорта по «Северному потоку-1» и поэтапной доставки из Канады отремонтированной турбины для этого газопровода. В связи с чем глава ЕК обостряет ситуацию?
- Брюссель проводит широкую рекламную компанию разработанного плана по снижению зависимости от российского газа. Как известно, ранее ЕК предложила ограничить потребление «голубого топлива» в странах континента на 15%. Реализовать свою идею ее инициаторы собираются до весны 2023 года. Между тем далеко не все участники Евросоюза поддерживают антироссийскую газовую декларацию. По сведениям иностранных СМИ, категорически против выступают не самые последние члены союза — Испания и Португалия. Того же мнения придерживается Греция. Венгрия вообще запросила у России дополнительные объемы газа в размере 700 млн кубометров. Еще около десятка государств, в том числе Италия, промышленность которой до последнего времени на 40% зависела от поставок «Газпрома», высказывают озабоченность подготовленным ЕК коммюнике и добиваются для себя исключения из общей стратегии. Очевидно, что топливный меморандум был составлен без учета мнения всех участников ЕС, как того требуют правила европейского объединения. Такая двусмысленная политика является прямым посягательством Брюсселя на суверенитет большинства стран Старого Света.
- Звучит как шантаж...
- Да. Похоже, что второй целью заявления Урсулы фон дер Ляйен является прямая провокация, которая должна простимулировать членов Евросоюза поддержать предложения ЕК. Все-таки фигура главы Еврокомиссии является достаточно весомой и авторитетной в рамках ЕС, к мнению которой страны-участники этого объединения, особенно не самые крупные и богатые, прислушиваются, чтобы в дальнейшем не подвергаться прессингу и политической травле.
- Может быть, глава Еврокомиссии знает что-то, о чем не знаем мы? В какой ситуации Европа полностью откажется от российского газа?
- Евросоюз, вернее, те его страны, которые строят свою политику под диктовку США, готовы ухватиться за самый призрачный повод для того, чтобы бросить тень подозрений на нашу страну. Все новыми и новыми душещипательными заявлениями руководители ЕК провоцирует также и Россию, стараясь в очередной раз переложить на Москву ответственность за сложную энергетическую ситуацию на рынке континента.
- Но все это слова... Существуют ли реальный сценарий, в рамках которого именно «Газпрому» придется принять решение о прекращении поставок?
- И не один. В первую очередь, европейские потребители могут отказаться расплачиваться за поставленное сырье в рублях, как того требуют российские власти. Изменение контрактной валюты некоторые участники ЕС могут расценить в качестве форс-мажора и обвинить «Газпром» в срыве долгосрочных соглашений. Возможно, кто-то из наших недоброжелателей может прекратить оплату газа даже без ссылки на валютную форму расчетов, а исключительно по политическим мотивам. Теоретически в этом случае европейские судебные инстанции могут принять российскую сторону, но трактовка и исполнение законов будет оставаться в руках Брюсселя, поэтому все негодование Евросоюза будет обращено на Москву.
- Когда на самом деле Европа сможет минимизировать или полностью отказаться от российского газа? Многие, в том числе и западные, эксперты утверждают, что это может случиться не ранее, чем через пять, десять или даже двадцать лет.
От российского газа европейские власти могут отказаться хоть завтра. Или, по крайней мере, после истечения долгосрочных контрактов, чтобы не компенсировать «Газпрому» неустойку за невыбранные объемы топлива. Только какую цену придется заплатить за такую радикальную и принципиальную меру жителям континента? Это чревато снижением привычных населению температур в жилых помещениях, лимитированием обеспечения промышленных предприятий, экономией каждого киловатта потребляемой электроэнергии. То есть заплатить придется падением доходов населения и остановкой развития собственной экономики. Слишком высокая цена! Уже сейчас, когда котировки «голубого топлива» находятся на отметках в $1900 за тысячу кубометров, многие европейские заводы и домохозяйства вынуждены экономить каждый евро. Ограничение на потребление газа превратилось в политический лозунг, который Брюссель намерен распространить по всему Евросоюзу. Но такая политика рискует погрузить страны ЕС в экономический застой, а поиск новых источников энергии чреват для них значительными финансовыми затратами. Надвигающийся на Евросоюз энергокризис является рукотворным явлением, искусственно созданным политическими лидерами Европы.
- Очевидно, отказываясь от российского топлива, страны Евросоюза рассчитывают на увеличение альтернативных поставок газа. Насколько оправданы эти надежды?
Судите сами. Соединенные Штаты, где в течение лета произошло несколько аварий на экспорто-ориентированных СПГ-заводах, расписались в неспособности заменить российское сырье собственным сжиженным газом. Вашингтон сейчас занят латанием дыр внутреннего энергобаланса, для чего президенту Байдену приходится фактически уговаривать нефтяных шейхов Персидского залива открыть промысловые краны на полную мощность. Однако поставки из этих регионов вызывают массу вопросов. Добывающие объекты Алжира и Катара задействованы на полную мощность. Еще не освоенные ресурсы требуют не только существенных инвестиций, но и политических решений. Это относится, в частности, к Ирану, месторождения которого могут поспорить с российскими залежами подземных ископаемых. Но сначала Западу необходимо снять санкции с Тегерана, а затем осуществить космические вложения в производственную сферу, отдача от которых из-за геополитических рисков грозит растянуться на десятилетия. Перспектива других проектов, например строительства новых трубопроводных маршрутов из Нигерии, туманна и размыта. Более десятка стран обещают принять участие в инвестировании самой длинной подводной газовой ветки в мире, но внутренние проблемы африканской республики и даже откровенный вандализм местных жителей способны свести к нулю перспективы этого проекта.
- Европа в состоянии снизить или хоты бы остановить рост газовых котировок?
- Вполне. Страны Евросоюза очень долго шли к созданию свободного рынка энергоресурсов, цены на котором зависят исключительно от баланса спроса и предложения в моменте. Однако после запуска такого механизма контроль над ценообразованием получили биржевые трейдеры, которые нацелены на извлечение сверхприбыли из всех финансовых операций. Для них любая страна, любой покупатель — это рынок сбыта, из которого можно выжать дополнительную выгоду, а потом умыть руки. Европейские регуляторы могли бы как за счет официальных распоряжений, так и путем словесных интервенций надавить на зарвавшихся торговцев, но Брюссель предпочитает на энергетической площадке вести политические сражения с Москвой.
Автор: Николай Макеев