Найти тему

Сыну 10 лет, панически боится неудач.

Спрашивает отец. Сын – ему почти 10 лет, с малых лет у него проблема – панически боится неудач. Сейчас он сидит над контрольным, зажимается, лицо в слезах, нет бы вернуться и проверить себя. Мы транслируем, мы не требуем, не завышаем планку. Вместо того, чтобы найти свои недочеты, он угнетает себя. Нужно сегодня выучить стихотворение, это домашнее задание, он говорит: «Я не могу выучить этого». Ходит в спортивную секцию, но если проиграет, то это все. Ходить туда ему нравится, у него получается, он стоит там и ждет удачного момента и выигрывает. Как быть в такой ситуации?

Еще в начале учебы мальчика в школе, как была поставлена атмосфера подготовки домашних заданий, как было принято у вас выполнять дела школьные, так и сейчас это продолжает сохраняться. Изменить тягостное состояние сына, а именно, по другому взглянуть на выполнение домашних заданий, поможет одобрительно-поощрительное отношение к сыну, а также проявление чувств любви, в чем он нуждается. У меня вопрос: вы в каком ракурсе транслируете?

Вы замечаете, что у ребенка не получается, не нужно доводить до слез, дистанцироваться, тем более что он зажимается, угнетает себя, боится неудач. Это, точнее выражаясь, неверие в себя, в свои силы – что может справиться. Вместе с сыном вам нужно переломить ситуацию, вместе поработать. Предлагайте свою помощь и безо всякой критики, которая мешает в данном случае, направляйте. Но не делайте уроки за него, эта обязанность остается за ним. Например, говорите: «Все у нас получится», «Вместе постараемся, подумаем». Вы как бы разделяете его проблему, и мальчику станет легче. Настраиваете его подход к решению задачи в позитив: «Они не трудные, стоит только хорошенько поразмышлять. Я такие решал в детстве, и мне это нравилось». Задавайте ему наводящие вопросы и доведите до ответа. Так проделываете не один раз, а многожды, до тех пор, пока не научится справиться самостоятельно.

Когда у школьника не получается с «домашкой» по какому-либо предмету, то его необходимо похвалить, замечая даже маленький успех в этом цикле, вселяя уверенность, что успеваемость выпрямится, если проявлять усердие. Это своеобразная профилактика от негативных оценок. И самое важное, на чем хочу остановиться, дайте сыну поверить в себя, самоутверждаться через его дела, занятия. Найдите в ребенке положительную «искорку» и выразите ее вашему сыну. Например:

-Здесь ты правильно написал, молодец;

-Смотри-ка, как отлично получилось;

-Ну просто замечательная работа;

-Мы с мамой порадовались твоей сегодняшней пятерке, мы верим в тебя.

Не сразу, а постепенно ваш мальчик преобразится внутренне, у него оказывается может получится хорошо, удостоверится он и обрадуется. Подмечаете – что видите: черты и старания своего ребенка, чтобы вселить в него самоуверенность.

Для успешной успеваемости детей важны спокойное состояние учащегося и свободный полет мыслей, это поможет хорошей концентрированности и глубже размышлять над контрольным, например. А огорчения, слезы не приводят к приятным результатам. Не всегда школьнику удается получать высокие оценки, бывают и удовлетворительные, и не очень. Пока не акцентируете внимание сына на них, если такое есть. Потому что идет процесс веры в себя, это психологический момент, нельзя его подрывать резкими высказываниями. Подождите 2-3 месяца, а пока вы можете говорить, как бы сильно не замечая их, а утвердительно: «Надо поступать по-другому, более внимательно слушать объяснения на уроке, чего не понял – спрашивать. Так у тебя не останется непонятого в новой теме». Так вы передаете свое видение ситуации ребенку, чтобы он сделал правильные выводы на будущее.

Мальчик, если не уверен в том, что сможет выучить стихотворение, то прибавьте ему настроение со словами: «Я так хочу слушать как ты читаешь. А стишок читается легко, как журчание ручейка». Приукрасьте, найдите приятные впечатляющие моменты в сюжете. Пусть сын прочтет вам 1-2 раза. А затем сделайте комплимент: «Ты читаешь как актер Большого театра, учительнице тоже понравится твое мастерство». После этих слов школьник постарается, возможно, оправдать ваши ожидания, выучит стихотворение. Не всякий человек увлекается стихами, не всем поддается их сочиненье. Не плохо было бы иметь на столе не только гаджеты, но и произведения поэтессы Агнии Барто. Долгими зимними вечерами собраться всей семьей и читать вслух мелодичные строки. Они легко запоминаются, их приятно слушать. Глядя на взрослых, могут подключаться и дети. Если это превратить в добрую традицию, читает то один, то другой, то не замедлит себя ждать любовь к литературе.

Учитывая особенности сына подойдите к ситуациям с ребенком конструктивно разрешающе, чтобы у школьника появилась мотивация к учебе.

Ходить в спортивную секцию, значит нужно выполнять нормативы согласно возрасту ребенка. Конечно, тренер по специфике своей работы не может не ставить планку достижимого результата. В коллективе участников детей есть соревновательный дух, тут каждый ребенок показывает на что он способен. А способности у всех разные. И поэтому необходимо разъяснять мальчику, что не может быть такого, чтоб человек всегда побеждал, бывает по-всякому. Поражения полезны тем, что стоит пересмотреть где слабые места, не тот подход, например, над чем нужно еще поработать, довести до кондиции данный сегмент, Покажите мальчику видеоролик по его виду спорта, в котором спортсмен испытал поражение, а через некоторое время, благодаря тренировкам одержал победу. Упоминаете в своих высказываниях, что они тоже допускают ошибки, или бывают не в форме на данный момент, может быть такой тактический маневр, который не зависит от самого спортсмена. Не стоит по этому поводу каждый раз огорчаться. Важно объяснить ребенку, что промах это не повод отступать от цели, а отличная мотивация проделать работу над ошибками и стать лучше. Отрицательный опыт – тоже опыт. Он учит ребенка не бояться сложностей. Если ребенку постигла неудача (плохие оценки в школе, низкие спортивные показатели), родителям важно поддерживать его и дать позитивный настрой. Мальчик должен понимать, что трудности преодолимы.