Найти в Дзене
Альфа курс

О распятиях

Оглавление

Распятия в Персии

Многие древние правители использовали распятие, чтобы показать своим подданным, чего те не должны делать. Во время правления персидского царя Дария I (г. 522-486 г.г. до н.э.) город Вавилон изгнал персидских властителей и восстал против них (522-521 г.г. до н.э.).

Дарий предпринял поход на Вавилон и взял город в осаду. Город оборонялся в течение 19 месяцев, пока персы не прорвали оборону и не ворвались в город. Геродот в своих «Историях» сообщает, что Дарий разрушил стены города и снёс все его ворота. Город был возвращён вавилонянам, но Дарий решил предостеречь горожан от бунтов и приказал распять 3000 человек из числа самых высокопоставленных жителей города.

Распятия в Греции

В 332 году до н.э. Александр Великий захватил финикийский город Тир, который персы использовали в качестве базы для своего флота. Город был взят после длительной осады, которая длилась с января по июль.

После того, как армия Александра прорвала оборону, армия тирийцев была разбита и, согласно некоторым древним источникам, в тот день погибло около 6000 человек. Древние римские авторы Диодор и Квинт Курций, ссылаясь на греческие источники, сообщают, что после победы Александр приказал распять 2000 юношей из числа горожан, установив распятия вдоль всего морского побережья.

Распятия в еврейской традиции

Вообще практика распятия нигде не упоминается как еврейская форма наказания, но во Второзаконии (21.22-23) есть строки:

«Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день».

Нет единого мнения, о чем говориться в этих стихах: о повешении или о распятии, тем не менее в еврейской истории есть записи о распятиях.

О самом заметном из них сообщает древнееврейский писатель Иосиф Флавий («Иудейские Древности», 13.14): царь Иудейский Александр Яннай (126-76 г.г. до н.э.) распял 800 евреев - своих политических противников, которые были признаны виновными в государственной измене.

Распятия в Риме

Римляне позаимствовали этот вид казни у карфагенян, которые переняли ее у финикийцев. Наиболее часто использовали распятие в провинции, главным образом для устрашения своих подданных и предотвращения бунтов.

В соответствии с римским правом распятие не было общепринятой формой смертной казни, оно применялось только в определённых случаях. Рабов могли распять только за грабёж или мятеж (вспомним гладиатора Спартака из Капуи, сбежавшего в 73 году до н.э. и создавшего собственную армию в противовес римской)

Римские граждане изначально не приговаривались к распятию, если только они не были признаны виновными в государственной измене. Тем не менее, в более поздние имперские времена, рядовые граждане могли быть распяты за отдельные преступления. В провинциях римляне использовали распятие для наказания так называемых «непокорных» людей, которые были осуждены за разбой и другие виды преступлений (Метцгер и Куган, 1993, с. 141-142).

Римская методика распятия

Стандартного способа распятия не существовало. Самым распространённым способом в римском мире было сперва привязать осужденного к поперечной балке. Литературные источники указывают на то, что осужденный нёс на себе не весь крест, он должен был нести к месту распятия только поперечную балку, а вкопанные в землю столбы повторно использовались для многочисленных казней.

Это было и практично, и экономически эффективно. Согласно древнееврейскому историку Иосифу Флавию, в первом веке нашей эры в Иерусалиме и его окрестностях древесина была дефицитным товаром.

Затем осужденного раздевали и прикрепляли балку к столбу с помощью гвоздей и веревок. Балку на верёвках тянули вверх до тех пор, пока ноги осужденного не отрывались от земли. Иногда после этого ноги связывали или прибивали.

Если осужденный мучился слишком долго, палачи могли сломать ему ноги, чтобы ускорить смерть. В Евангелии от Иоанна (19:33-34) упоминается, что римский солдат пронзил бок Иисуса копьём, когда тот был на кресте - такая практика гарантировала смерть.

🗼 Вряд ли римляне могли когда-либо себе представить, что казнь скромного еврея на далёкой окраине империи сделает распятие символом стойкости.

Причины смерти

В некоторых случаях осужденный мог умереть ещё на стадии бичевания, особенно если применялись плети с костяными или свинцовыми наконечниками. Если распятие происходило в жаркий день, потеря жидкости от потоотделения в сочетании с потерей крови от бичевания и травм могла привести к смерти от гиповолемического шока. Если казнь происходила в холодный день, осужденный мог умереть от переохлаждения.

Но главными причинами смерти были не травмы от гвоздей и не кровотечения. Положение тела во время распятия обеспечивало постепенный и болезненный процесс асфиксии. Межрёберные мышцы и диафрагма, участвующие в процессе дыхания, постепенно уставали и начинали слабеть. Учитывая длительность казни, через какое-то время жертва была просто не в состоянии дышать. Перелом ног был способом ускорения этого процесса.

«воины... придя к Иисусу, увидели Его уже умершим, и не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-33).

Это тоже исполнение ветхозаветного пророчества (см. Пс. 33:21).

Упразднение распятия императором Константином

Бюст императора Рима Константина I Великого
Бюст императора Рима Константина I Великого

Христианство претерпело удивительное превращение. Оно зародилось в Римской империи как ответвление от иудаизма, превратилось в противозаконный культ, добилось терпимости к себе, переросло в религию, спонсируемую государством и, наконец, стала главной религией поздней Римской империи, а затем распространилось по всему миру.

Римский император Константин Великий (272-337 н.э.) в 313 г. н.э. провозгласил Миланский эдикт, установивший терпимость к христианской вере и предоставивший христианам все юридические права. Этот решающий шаг помог христианству стать официальной государственной религией Римской империи.

После столетий применения распятия в качестве пытки и казни в 337 году император Константин упразднил его, мотивировав это почитанием Иисуса Христа.

#тема3