Найти тему

Как изменить мир, чтобы этого никто не заметил.

Бюст нашего героя в Чикагском парке.
Бюст нашего героя в Чикагском парке.

Человек, которого газета Chicago Tribune открыто называла мошенником и просила читателей не иметь с ним дела. Однако, когда на них направили орудия повестки в суд за клевету, тут же извинились и, разобравшись в сути, начали утверждать, что в этом предложении всё кристально прозрачно. Человек, чьи труды, знаменитое Нью-Йоркское общество библиофилов «Клуб Гролье» назвали одними из 100 наиболее влиятельных книг, опубликованных в США. В 2005 году Forbes поставил его на 16 место в топе самых влиятельных бизнесменов всех времён и народов. Если вы читаете этот текст, то наверняка пользовались далёкими потомками его изобретения. Он сумел поменять мир, вокруг него. Сделал его совершенно другим, но этого никто не заметил. И наверняка вы даже не знаете имени этого человека.

Вот, собственно он сам.
Вот, собственно он сам.

Аарон Монтгомери Уорд. Родился в 1843 году. Начал свою карьеру продавца, как... продавец. Всё, что от него требовалось — ездить по американской тьмутаракани и впаривать местным магазинчикам всякую хрень. И тогда его поразило то, насколько малый выбор и высокие цены были в этих сельпо. Вот ему в голову и пришла гениальная идея, которая перевернула его (да и нашу тоже) жизнь. Вскоре многие из фермеров обнаружили в своих почтовых ящиках и общественных местах небольшие брошюры. Там предлагали новый способ покупки — выбрать из брошюры товар, потом заполнить и отправить бланк на особый адрес. Как посылку доставят, покупатель должен был забрать его на почте. Если вещь не устраивала, то товар можно было не забирать. Кроме этого, было оговорено основное правило, которое сейчас кажется самоочевидным, но тогда вселяло в сельских жителей уверенность: не понравился товар — вернём деньги. Ассортимент вначале был не очень — около 200 наименований. Но чем дальше, тем более объёмными становились каталоги и тем больше в них появлялось предложений.

Один из таких каталогов.
Один из таких каталогов.

Монтгомери понял простую вещь — если у тебя нет армии продавцов и тебе не нужны огромные офисы и магазины, поздравляю, у тебя будет преимущество. Владея одним складом и небольшим офисом, Уорд смог удерживать цены на товары чуть выше оптовых. В дальнейшем Монтгомери придумал добавлять в каталоги отзывы благодарных покупателей, позволяя читателям лучше ориентироваться в предложениях. А на вершине своего развития с помощью каталогов можно было купить даже... дом. Заказчику привозили все, что было необходимо для постройки. Брус, трубы, обои, краски и инструкцию по сборке. Некоторые такие «каталожные» дома стоят в США до сих пор.

Выглядит это вот так.
Выглядит это вот так.

Естественно, это вскоре стало причиной для конкуренции. На сцену вышли «Сирс и Робак», которые переиграли Монтгомери простым способом. Они сделали свой каталог меньше по размеру. В чём прикол? В тяге человека к порядку. Когда в организациях или квартирах наводили порядок, книги, которые были меньше, обычно клали поверх большей. И каталог Сирса и Робака оказывался первым, который брали для выбора товаров.

А это уже каталог конкурентов.
А это уже каталог конкурентов.

При этом последствия этого способа торговли сложно переоценить. Во-первых, по мнению социологов, появление каталогов значительно повысило уровень жизни среднего класса. Теперь они могли позволить себе более качественные вещи по низким ценам. Во-вторых, значительно увеличился объём почтовых отправок, а следовательно, многие принялись заботиться о дорогах в своих краях. Будет очень обидно, если грузовик с товарами застрянет где-то посреди пути. Избиратели не оценят. К концу XIX века объём этого рынка по нынешним меркам равнялся бы 700 миллиардам долларов. Через 20 лет, он стал больше в десяток раз. Объёмы каталогов увеличились до тысяч страниц. Но весь этот рай закончился в момент, когда на сцену вышли супермаркеты. Как раз повысилась автомобилизация населения и каждый небольшой городок обрёл магазин. И тот же Монтгомери и Сирс вместе с Робаком тоже начали открывать универмаги. К концу 1980-х были выпущены последние каталоги. Естественно, чтобы через несколько десятков лет перебраться в интернет. Теперь каждый человек может зайти на сайт, почитать отзывы и получить свой товар. А начиналось всё с человека, которому просто надоело ездить по отдалённым фермам.

----

Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.

А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку. Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.