Принимая решение в правительстве и затем в Госдуме о том, чтобы перевести все ювелирные компании на основную систему налогообложения с уплатой #НДС с начала 2023 года, там, видимо, не задумались о том, что в результате принятия #закона исчезнет целая отрасль, около 20 тысяч компаний и ИП, которые не просто перерабатывает условные тонны драгоценных металлов, а вносят свой вклад в российскую культуру, создавая художественные ценности.
Продолжаем изучать российские #ювелирные бренды. Их владельцы представляют свои изделия на международных выставках, внедряют самые современные технологии, продолжают семейное дело. Если предприятия будут вынуждены закрыться, говорят ювелиры, исчезнет целый пласт даже не российской, а мировой культуры — ведь покупатели и заказчики у брендов есть по всему миру, во многих странах.
«Очень красивое серебро»
Бренд «Очень красивое серебро» появился в 2007 году. «Получилось очень просто, принимали участие в выставке и думали, как выделиться, и повесили повесили плакат со словами «Очень красивое серебро», — рассказывает художник Анна Романовская, основатель бренда.
Начинала предпринимательница как импортер. «Тогда все занимались импортом, был «низкий доллар». С 2014 года — он начал расти, импортом стало заниматься не так выгодно, а я всегда рисовала. И картины свои продаю, и подумала, что могу попробовать рисовать модели изделий, стать дизайнером, разрабатывать и продавать», — говорит Анна Романовская. Она хорошо помнит первое изделие, за основу взяла камбоджийское украшение — с местными камнями, в серебре. Затем появились кольца и серьги с поделочными камнями — розовым кварцем, амазонитом, лазуритом.
ИП Анна Романовская со временем открыло 10 магазинов площадью до 30 м2, где продавали изделия бренда. Места выбирали с хорошей проходимостью. Также в продажах сильно выручал интернет: в Инстаграме (*принадлежит компании Мета и запрещен в России) у бренда было больше 20 тысяч подписчиков и затем весной 2022 часть из них перешла в Телеграм — и 1,5 тысячи перешли туда вместе с «Очень красивым серебром». Особенно интернет помог в пандемию, когда магазины пришлось закрыть, чтобы не платить аренду в то время, когда магазины были закрыты. Выручало также также сарафанное радио и выставки, где ювелиры получают основную информацию по рынку.
Одновременно ИП развивало контрактное производство. «Работаем по контракту — на давальческом сырье, — рассказывает Анна Романовская, — передаем материалы мастерам и они изготавливают изделия, которые не тиражируются. В зависимости от модели — это могут быть всего 50 штук, а иногда 5-10 штук одного вида. Есть классические и необычного дизайна. Самая продаваемая модель — серьги в виде капелек». Анна рассказывает также историю про кошку, которая вдохновила ее на создание необычных сережек. Ехала как-то по Петроградской и увидела в окне дома женщину и кота — нарисовала их — и затем выпустила серьги, они неожиданно стали пользоваться «бешеной популярностью», рассказывает дизайнер, продали 50 штук. Средний чек изделия бренда — 5 тысяч рублей.
Найти полное понимание с производством также было не просто, найти подходящих мастеров — чтобы отвечали и за сроки, и за качество, и не копировали продукцию — также было сложно, вспоминает Анна. «В конце концов нашли малое предприятие и работаем с ними уже 6 лет, ко всем технологическим трудностям они подходят индивидуально», — рассказывает дизайнер.
Сейчас для отрасли самое главное, считает ювелир Романовская, отстоять возможность работать на упрощенной системе налогообложения, и если все-таки случится, что принятый в марте закон вступит в силу, работу ИП, где заняты 5 человек, придется прекратить. Переходить на производство бижутерии Анна не видит смысла — нет такого «бижутерного» сплава, который бы не вызывал аллергии у тех, кто носит изделия, и был легок в производстве. Многие потеряют бизнес, считает она. Перейти работать под крыло крупного производителя — тоже не вариант. «Для крупных наши авторские изделия слишком сложны в производстве, у меня как-то просили отдать им некоторые модели, и потом отказались — много возни, сказали там, легче сделать тонну колец с одним камушком», — рассказывает ювелир.
Barfani
Основатели ювелирной студии больше 20 лет работают в ювелирной сфере. Неоднократные лауреаты профессиональных конкурсов. С 2015 года художник Наталия Устинова совместно с Михаилом Шишовым и Павлом Пуздыревым создали свою студию. В творческом тандеме придумывают и исполняют украшения высокого ювелирного мастерства. На сегодняшний день это полноценное собственное производство, где работает 10 человек, которое позволяет реализовывать все наши идеи.
Материалы, с которыми работает студия BARFANI – это все виды золотых сплавов и благородные ювелирные камни. Белый цвет очень востребован, это может быть золото или платина, рассказывают в компании. Здесь часто экспериментируют с не драгоценными материалами – пластиками, титаном, сталью, не ювелирными камнями.
Большая часть изделий студии — до 90% — делается на заказ, некоторые заказы отрабатываются по полгода. В год бывает примерно 60 заказов. Часть изделий продают через розничные магазины.
«Работа с украшениями на заказ – это всегда работа с мечтой. Мы создаем для каждого клиента свою ювелирную историю, — рассказывает Наталия Устинова. — На индивидуальное изготовление много запросов, это различные уровни решения художественных и технических задач. Всегда стараемся использовать новые технологии и изготавливать украшения высокого ювелирного мастерства».
«Мы отрабатываем любую идею или запрос заказчика, поэтому студия в рекламе не нуждается. Хороший проект ювелирного украшения – это креативная идея, соответствие технологиям сегодняшнего времени, соблюдение сроков изготовления, равновесие модных трендов и коммерческая целесообразность», — продолжает художник.
«Ювелирная отрасль» — говорит Наталия Устинова, «это не только большие производства, но и небольшие мастерские и индивидуальные предприниматели, которые представляют сегмент искусства». Принятый закон ни коем образом не направлен на развитие отрасли и мелких производителей. Если не получится отменить внесенные изменения — часть российской культуры, которую нарабатывали и развивали десятилетиями, перестанет существовать.
«Исчезнут не только бренды, исчезнет часть культуры, — полагает художник, — новые изменения в Союзе художников повлекли за собой выход художников из профессии. Если будет следующее изгнание — в секторе останутся только промышленные предприятия, которые не смогут удовлетворить все потребности рынка, который на сегодняшний день существует», — говорит она.
Диана Акаева»
«У нас династия, — рассказывает ювелир из Москвы Диана Акаева, владелица одноименной дизайн-студии ювелирных изделий, — мои родители были ювелирами, у отца в Дагестане была мастерская, он делал миниатюры. Я, можно сказать, выросла в ювелирной мастерской. Сейчас я работаю вместе с мужем как ИП».
Диана выпускает серьги, кольца, браслеты, колье из серебра, продает их через несколько магазинов в Москве и Сочи. Всю работу делает ювелир вместе с мужем, огранку камней ИП заказывает. «Сколько делаем изделий в месяц — не так уж и много, иногда 100 и иногда бывает 15. Ценовой диапазон — до 300 тыс. Работаем только в серебре. Используем натуральные камни: аметисты, цитрины, агаты, хризолиты, перламутр. Самый популярный — бирюза, турмалины и аквамарины, покупатели любят кораллы». Камни ювелир покупает у поставщиков. «Что-то обрабатываем сами, что-то отдаем на контрактное производство. Перламутр обрабатываем сами», — рассказывает Диана Акаева.
У ИП была мастерская, в пандемию она закрылось. «Из пандемийного кризиса мы еще не выбрались, — говорит ювелир, — доходы у покупателей сильно упали. Если придется расстаться с УСН, бухгалтера и НДС я не потяну. Буду вынуждена закрыться».
«Диноса»
Бренд известен с 2000 года, развивает его петербургский ювелир Ирина Долбнева. С таким же названием работает и интернет-магазин.
Ирина Долбнева изготавливает ювелирные изделия из жемчуга и серебра и даже проработала несколько месяцев на фабрике в Китае, где выращивали жемчуг, с целью изучить производство и затем попробовать открыть такую же фабрику в России. «Но ничего не вышло, — рассказывает предпринимательница, — климат здесь не тот, холодно для жемчуга, и сама технология трудно тиражируемая». В Китае она «начинала с самых низов», работала на фасовке, жила вместе с китайцами, чтобы понять суть выращивания продукта и превращения ремесла в индустрию. «Теперь там все стало по-другому, — рассказывает предпринимательница, — в процессе стало много механизации».
По образованию и профессии Ирина — товаровед, закончила институт торговли и, по ее словам, продать сможет все, что угодно. Но вникнув в ювелирное дело, в 90-ых пришлось поработать коммерческим директором сети ювелирных магазинов — она поняла, что мало быть продавцом, надо становиться художником, а нужны ли твои изделия, решают покупатели.
«Придумывает» изделия Ирина Долбнева самостоятельно — опыт изучения изделий во многих странах, в том числе, в Китае и Гонконге, большой. ИП Ирины, образованное в 2007 году, пользуется услугами двух контрактных производств, что-то делаем сами, говорит предпринимательница. «Так, замки покупаем у российских производителей, жемчуг в Китае, нитки сами придумываем, — рассказывает она, — в нашем ИП работают ювелиры на пенсии, используем также поделочные камни. В принципе, если закон останется, я могу срезать серебряные замки и уйти в бижутерию, жемчуг не считается драгоценным», — рассуждает Ирина.
Средняя стоимость изделия бренда «Диноса» от 200 рублей до 3-4 тысяч рублей.
Основные продажи изделий бренда идут не через свой сайт, а через маркетплейс Ozon. Сейчас в продаже около 2 тысяч видов изделий. «Иногда так быстро покупают, что не успеваем выставлять, — рассказывает Ирина Долбнева, — самую продаваемую модель выделить трудно, но есть поклонники чисто белого жемчуга, серег с жемчугом и полудрагоценными камнями».
Самым красивым жемчугом Ирина Долбнева считает морской. «Мне нравится японский Акойя, — говорит она, — в Китае, в основном, культивируют речной жемчуг». В допанемийные года ей часто приходилось бывать в Гонконге, на всемирной ювелирной выставке, которую уже упоминали другие мастера. «Мода к нам приходит через два года, и все, что пользуется спросом на этой выставке, будет популярно и у нас, но позже», — говорит ювелир.