Найти в Дзене

О перспективах нефтяной отрасли

Оглавление

Всем привет!

Статья навеяна коментами подписчиков, которые не верят в будущее нефтяных компаний. Попробую по-дилетантски разобраться в этом вопросе с точки зрения обычного человека.

Картинка для карточки
Картинка для карточки

Почему перспективы нефтянки подвергают сомнению

Да как бы потому что идет навязчивая трансляция мнения, что скоро нас заполонят электромобили, повсюду будет зеленая энергетика, суровые экологические требования и нефть в таких условиях будет вообще не нужна, наступит "светлое зеленое будущее" и все такое.

Что ж, посмотрим на некоторые общеизвестные факты (данные в основном за 2021 год, как последний, за который есть полные данные):

Продажи электромобилей (и заряжаемых гибридов): 6,5 млн. шт, что составило 9% от всех продаж легковушек в мире, при этом рост продаж электромобилей составил 109% по сравнению с 2020 годом, тогда как общие продажи автомобилей с обычными моторами выросли только на 4%.

Казалось бы вот оно - электрички скоро захватят весь мир, нефтянку и правда надо продавать, но заглянем чуть глубже в данные:

Общее количество легковых автомобилей в мире 947 млн. шт., из них электрических 16 млн. шт., т.е. примерно 1,6%. Все остальные 98,4% потребляют топливо и масло точно также, как и раньше))

Ладно, по легковушкам еще можно согласиться, что они еще как-то влияют на общее потребление, и если дальше их будет продаваться все больше, то они потеснят машины с обычными моторами - но это не точно, так как сейчас электромобили показывают хорошие темпы роста продаж именно в тех регионах, где есть хорошие субсидии на них, а там где их нет, то и рост вполне умеренный и до вытеснения обычных машин пройдут десятки лет как минимум.

Но все это верхушка айсберга - легковушки то на виду, а есть еще такие транспортные средства, как:

Грузовики (335 млн. штук) - и электрические среди них единицы, перспективы электрификации тут очень ограниченные, а потребление большое.

Самолеты. Электросамолеты в природе существуют, но исключительно в виде сверхлегких аппаратов с околонулевой возможностью коммерциализации. А самолеты потребляют топливо в огромных количествах. Беспилотники электрические да, есть, и много.

Корабли. С электрификацией тут тоже все туго. Не, конечно, можно отказаться от применения на них ископаемого топлива - вон, 300 лет назад, все корабли были парусными, не потребляли ни грамма топлива)) Но на это вряд ли кто-то пойдет в здравом уме.

Спецтехника. Сельхоз (трактора, комбайны), строительная (бульдозеры, экскаваторы, катки и т.п.), горная, коммунальная. Да, часть из нее выпускается в электрическом исполнении - там где стационарные работы и есть электроэнергия, но остальная часть прекрасно жрет топливо как и раньше. Единственное, где мобильную технику перевели на электротягу - это шахтные работы, но совсем по другим причинам (там иначе просто задохнешься).

Вoенная. Думаю все понимают, что тaнки, бмп и все прочее электрификации вряд ли когда поддастся.

А помимо транспортных средств нефть и ее производные критически важны для таких отраслей, как:

Энергетика - отопление у вас вряд ли электрическое (понятно, что тут доля угля и газа велика, но и мазутом тоже топят). И если в производстве электрической энергии доля нефти относительно невелика (порядка 6%), то вот в производстве тепловой намного больше;

Химия - вот реально почти вся завязана на те или иные нефтепродукты - все пластики, многие компоненты резины, масла, растворители, краски, технологические жидкости. И все эти вещи вы найдете почти в любом изделии.

Если поковыряться в памяти, то и еще можно набрать отраслей, но даже всего этого вполне достаточно, чтобы понять, что без нефтянки современной жизни просто не будет в таком виде, как мы ее видим сейчас.

Кроме того, все "зеленые" направления сейчас оказываются малоконкурентоспособны по сравнению с традиционными без субсидий и давления экологов. Это совсем не значит, что они не будут развиваться, но вот всерьез потеснить нефтянку точно не смогут.

Лирическое отступление - даже в моем задрипанном городе есть небольшая электростанция (5МВт), которая работает... на сточных водах: город расположен на довольно высоком и крутом склоне, все гoвнецо из городской канализации спускается к реке, на склоне разгоняется и у берега крутит турбины, которые и вырабатывают электричество. Вот вам пример энергии "из ниоткуда" - но много ее не будет и масштабировать это невозможно.

Далее - почти все "зеленые" вещи точно также требуют дорогих и невосполнимых ресурсов для их изготовления (для аккумуляторов нужен литий и никель, а для солнечных батарей кремний), причем резко увеличить их добычу не представляется возможным, что будет давить на темпы роста и продажи всех секторов, где это используется.

Мой личный вывод

На горизонте инвестирования даже очень молодого человека (пусть будет 50 лет) нефтянка будет по прежнему весьма востребованной. Да, весьма возможно и даже вероятно, что ей придется меняться, использовать какие-то более экологичные способы производства и добычи, но что ее продукция точно будет всем нужна - это факт. Поэтому говорить, что это мол все вчерашний день, пора ее сливать, ну как бы сказать помягче преждевременно.

А вы что думаете про перспективы отрасли?