Всем привет!
Статья навеяна коментами подписчиков, которые не верят в будущее нефтяных компаний. Попробую по-дилетантски разобраться в этом вопросе с точки зрения обычного человека.
Почему перспективы нефтянки подвергают сомнению
Да как бы потому что идет навязчивая трансляция мнения, что скоро нас заполонят электромобили, повсюду будет зеленая энергетика, суровые экологические требования и нефть в таких условиях будет вообще не нужна, наступит "светлое зеленое будущее" и все такое.
Что ж, посмотрим на некоторые общеизвестные факты (данные в основном за 2021 год, как последний, за который есть полные данные):
Продажи электромобилей (и заряжаемых гибридов): 6,5 млн. шт, что составило 9% от всех продаж легковушек в мире, при этом рост продаж электромобилей составил 109% по сравнению с 2020 годом, тогда как общие продажи автомобилей с обычными моторами выросли только на 4%.
Казалось бы вот оно - электрички скоро захватят весь мир, нефтянку и правда надо продавать, но заглянем чуть глубже в данные:
Общее количество легковых автомобилей в мире 947 млн. шт., из них электрических 16 млн. шт., т.е. примерно 1,6%. Все остальные 98,4% потребляют топливо и масло точно также, как и раньше))
Ладно, по легковушкам еще можно согласиться, что они еще как-то влияют на общее потребление, и если дальше их будет продаваться все больше, то они потеснят машины с обычными моторами - но это не точно, так как сейчас электромобили показывают хорошие темпы роста продаж именно в тех регионах, где есть хорошие субсидии на них, а там где их нет, то и рост вполне умеренный и до вытеснения обычных машин пройдут десятки лет как минимум.
Но все это верхушка айсберга - легковушки то на виду, а есть еще такие транспортные средства, как:
Грузовики (335 млн. штук) - и электрические среди них единицы, перспективы электрификации тут очень ограниченные, а потребление большое.
Самолеты. Электросамолеты в природе существуют, но исключительно в виде сверхлегких аппаратов с околонулевой возможностью коммерциализации. А самолеты потребляют топливо в огромных количествах. Беспилотники электрические да, есть, и много.
Корабли. С электрификацией тут тоже все туго. Не, конечно, можно отказаться от применения на них ископаемого топлива - вон, 300 лет назад, все корабли были парусными, не потребляли ни грамма топлива)) Но на это вряд ли кто-то пойдет в здравом уме.
Спецтехника. Сельхоз (трактора, комбайны), строительная (бульдозеры, экскаваторы, катки и т.п.), горная, коммунальная. Да, часть из нее выпускается в электрическом исполнении - там где стационарные работы и есть электроэнергия, но остальная часть прекрасно жрет топливо как и раньше. Единственное, где мобильную технику перевели на электротягу - это шахтные работы, но совсем по другим причинам (там иначе просто задохнешься).
Вoенная. Думаю все понимают, что тaнки, бмп и все прочее электрификации вряд ли когда поддастся.
А помимо транспортных средств нефть и ее производные критически важны для таких отраслей, как:
Энергетика - отопление у вас вряд ли электрическое (понятно, что тут доля угля и газа велика, но и мазутом тоже топят). И если в производстве электрической энергии доля нефти относительно невелика (порядка 6%), то вот в производстве тепловой намного больше;
Химия - вот реально почти вся завязана на те или иные нефтепродукты - все пластики, многие компоненты резины, масла, растворители, краски, технологические жидкости. И все эти вещи вы найдете почти в любом изделии.
Если поковыряться в памяти, то и еще можно набрать отраслей, но даже всего этого вполне достаточно, чтобы понять, что без нефтянки современной жизни просто не будет в таком виде, как мы ее видим сейчас.
Кроме того, все "зеленые" направления сейчас оказываются малоконкурентоспособны по сравнению с традиционными без субсидий и давления экологов. Это совсем не значит, что они не будут развиваться, но вот всерьез потеснить нефтянку точно не смогут.
Лирическое отступление - даже в моем задрипанном городе есть небольшая электростанция (5МВт), которая работает... на сточных водах: город расположен на довольно высоком и крутом склоне, все гoвнецо из городской канализации спускается к реке, на склоне разгоняется и у берега крутит турбины, которые и вырабатывают электричество. Вот вам пример энергии "из ниоткуда" - но много ее не будет и масштабировать это невозможно.
Далее - почти все "зеленые" вещи точно также требуют дорогих и невосполнимых ресурсов для их изготовления (для аккумуляторов нужен литий и никель, а для солнечных батарей кремний), причем резко увеличить их добычу не представляется возможным, что будет давить на темпы роста и продажи всех секторов, где это используется.
Мой личный вывод
На горизонте инвестирования даже очень молодого человека (пусть будет 50 лет) нефтянка будет по прежнему весьма востребованной. Да, весьма возможно и даже вероятно, что ей придется меняться, использовать какие-то более экологичные способы производства и добычи, но что ее продукция точно будет всем нужна - это факт. Поэтому говорить, что это мол все вчерашний день, пора ее сливать, ну как бы сказать помягче преждевременно.
А вы что думаете про перспективы отрасли?