На Кубе сегодня отмечается День национального восстания (Día de la Rebeldía Nacional). 26 июля 1953 года группа вооружённых кубинских революционеров во главе с Фиделем Кастро попыталась взять штурмом казармы Монкада. Повстанцы были разгромлены. Но это событие стало началом долгой революционной борьбы, в результате которой 1 января 1959 года режим диктатора Батисты пал.
По этому поводу публикуем сегодня две истории о кубинской системе здравоохранения, рассказанные американским политологом Майклом Паренти на его лекциях в 1986 году.
История 1.
«Когда я был на Кубе, я посетил Эскамбрай, это что-то вроде кубинских Аппалачей, очень суровый горный район с беднейшим населением. Там я спросил одного из крестьян: “Ты любишь Фиделя?” И он сказал: “Да, да, всей душой»”. Я помню этот его жест – «всей душой». Я спросил: “Почему?”, и он указал на клинику, находившуюся на холме. Он сказал: “Посмотрите туда. До революции мы не обращались к врачам. Если кто-то был серьезно болен, требовались усилия 20 людей, чтобы отнести этого человека в больницу. На то, чтобы добраться до больницы, уходило два дня, и идти таким образом нужно было день и ночь. Во-первых, потому что это было далеко, а, во-вторых, нельзя было идти напрямик, нельзя было проходить через земли латифундий, владелец бы тебя убил. Вот так приходилось идти, и часто к тому времени, когда мы добирались до больницы, человек уже был мёртв. Теперь здесь у нас есть клиника со штатным врачом. И сегодня на Кубе, когда ты становишься врачом, ты должен отработать два года в деревне, это твой долг перед народом. Раз в неделю приезжает стоматолог. А если случается что-то серьёзное, всего в 20 минутах езды находится более крупная больница… Это свобода. Сегодня мы свободнее, у нас больше жизни».
История 2.
«Всюду в стране мне задают этот вопрос: «А где лучше-то?» Я думаю, на Кубе лучше. Я повредил там ногу, это была очень серьёзная травма, ахиллово сухожилие. Обратился в больницу, и мне сделали операцию. И никто не устраивал мне осмотра, который обычно тебе устраивают в США. Первый осмотр, который вас ждёт, когда вы попадаете в клинику неотложной помощи, даже если у вас кровь идёт из трех ран, это осмотр Вашего кошелька. Есть у тебя медицинская страховка? И если нет, то вас словно мусор отправят в государственную больницу, которая может находиться на другом конце города, при этом у Вас будет идти кровь… На Кубе было лучше, мне сделали операцию и не взяли за неё ни пенни.
А когда я вернулся сюда в гипсе, то не мог попасть на приём к ортопеду. Я говорил, что заплачу, а мне отвечали: «Ну, конечно, заплатите, мы по-другому пациентов не лечим, но у нас очередь по предварительной записи». И вот, наконец, мне удалось попасть к какому-то парню, что недавно окончил медицинский колледж. Я доковылял до его кабинета, он посмотрел на гипс и сказал: «Носите его еще неделю. С Вас 50 долларов»...
На Кубе было лучше. В бедной стране мне оказали качественную медицинскую помощь, в богатой стране со мной обращаются как с попрошайкой, как с парией. На Кубе было лучше, там я не видел детей с раздувшимися от голода животами, просящих милостыню, я вообще не видел, чтобы кто-то там просил милостыню. Это я вижу в самой богатой стране мира.
На Кубе лучше, чем в Вашингтоне, где я живу. Здесь я иду по улице и вижу абсолютно несчастных дезориентированных людей, которые просят еду, просят денег, спят в подъездах…Если вы говорите об угнетении, спать в подъезде – вот угнетение. Если Вы хотите знать, что такое угнетение, поспите в подъездах «в стране свободных, на Родине храбрых» (примечание переводчика: "Land of the free home of the brave" – слова из гимна США). Если Вы хотите знать, что такое угнетение, подумайте о тех парнях, которые сидят и не знают, стоит ли им пустить себе пулю в голову, потому что они не могут больше выплачивать ипотеку, не могут кормить своих детей и вся их жизнь рушится».
На снимке: кубинские врачи с гуманитарной миссией в Италии. 2020 год
2 ИСТОРИИ О КУБИНСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
26 июля 202226 июл 2022
111
3 мин
3