Найти тему
Госконтроль

Необходимо повысить эффективность управления экологической безопасностью Арктической зоны

Оглавление

Сохранение природной среды Арктической зоны и ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности этого региона – одни из основных целей государственной политики России в Арктике. Однако, как показал проведенный Счетной палатой анализ, в полной мере они пока не достигнуты.

«Решением проблем, связанных с состоянием окружающей среды Арктического региона, государство занимается с 2013 года, когда была принята Стратегия развития Арктической зоны до 2020 года. Мы проанализировали результаты ее реализации и увидели, что пока ни одно из запланированных в ней мероприятий не может считаться выполненным в полном объеме. Несмотря на некоторое относительное снижение антропогенной нагрузки в Арктической зоне за последнее десятилетие, уровень загрязнения окружающей среды в этом регионе по-прежнему остается повышенным, а темпы образования и захоронения отходов производства и потребления не замедляются», – сообщил на Коллегии аудитор Сергей Мамедов.

В частности, не реализованы мероприятия Стратегии-2020 по созданию эффективной системы обращения с отходами и совершенствованию системы государственного экологического мониторинга.

Проблемы невыполнения показателей в Арктике

«Одной из причин невыполнения мероприятия в сфере государственного экологического мониторинга стало то, что финансирование создания новых и модернизации существующих постов наблюдения Росгидромета начато только с 2021 года. Кроме того, до настоящего времени не создана единая государственная информационная система экологического мониторинга, на что Счетная палата обращала внимание еще по итогам мероприятия 2020 года», - констатировал аудитор.

Более того, анализ показал, что наряду с подведомственными организациями Росгидромета, за выбросами загрязняющих веществ наблюдают другие организации, в том числе коммерческие. При этом они используют различные методы мониторинга, располагают разной аппаратурой и информационно не связаны друг с другом.

Что нашли по результатам мониторинга?

«Как итог, качество мониторинга, от которого зависит принятие управленческих решений для минимизации экологических рисков, не отвечает потребностям. В этой связи мы рекомендуем Правительству рассмотреть возможность организации взаимодействия между государственной сетью наблюдений и локальными системами», – сообщил Сергей Мамедов.

Контрольное ведомство также отметило, что в сфере обращения с отходами не была разработана нормативная правовая база, учитывающая особенности Арктики. И это одна из причин того, что инфраструктура обращения с отходами производства и потребления не создана. Темпы ликвидации объектов накопленного вреда в Арктической зоне уступают аналогичному показателю в целом по стране. Анализ также показал, что для их ликвидации в установленные Стратегией 2035 сроки необходимо увеличить финансовое обеспечение.

В ходе анализа Счетная палата изучила действующие документы стратегического планирования в сфере обеспечения экологической безопасности Арктической зоны до 2035 года (Стратегию и Основы госполитики) и отметила ряд недостатков. В первую очередь, это нечеткие формулировки прописанных в них мер и задач, а также несоблюдение принципа измеримости цели. Например, мера «Минимизация выбросов в атмосферный воздух» не дает понимания, до какого уровня необходимо снизить выбросы. В результате возникают риски формального выполнения поставленных целей.

Анализ также показал, что некоторые меры, установленные в Стратегии развития Арктической зоны до 2035 года, не учтены в отраслевых госпрограммах, что лишает их необходимого финансирования. Кроме того, в новом документе предусмотрен ряд мер, практически идентичных предыдущей Стратегии.

Кроме того, СП обратила внимание на отсутствие в Стратегии-2035 показателей, характеризующих результаты выполнения мероприятий в сфере экологической безопасности Арктической зоны, что не позволяет вести мониторинг ее реализации. В этой связи Счетная палата предложила установить в Стратегии соответствующие показатели.

«У Минприроды России со Счётной палатой сложилось тесное сотрудничество. Конструктивная критика очень важна, мы всегда прислушиваемся к выводам коллег, ищем и находим наиболее эффективные пути решения вопросов. Арктика – хрупкая, ранимая экосистема, от экологического благополучия которой во многом зависит состояние глобального климата. Сегодня мы усиливаем нашу природоохранную работу в регионе: внедряем систему мониторинга многолетней мерзлоты, ликвидируем накопленный вред окружающей среде. Кроме того, ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» позволит проводить полномасштабные научные исследования, благодаря современному оборудованию. Одна наших из ключевых задач – охват высоких широт комплексным экологическим мониторингом», – отметил глава Минприроды России Александр Козлов.