2022, «Заточка»
Оценка: 8 из 10.
Группа «Заточка» образовалась в 2018 году, и к ней сразу прицепился ярлык «кантри-рэп»: Юрий Симонов и Илья Погребняк использовали в своих аранжировках банджо и читали речитативом истории про Дикий Запад. Одним из главных хитов стал трек про нового шерифа – «Заточка» рассказывала о нём цинично, иронично и захватывающе. Титул «кантри-рэперов» (возможно, единственных в России) не мешал дуэту работать и в других стилях: например, «Батя бьёт маму» вряд ли был привязан к нравам Дикого Запада – скорее к среднерусской проблематике. В последующих альбомах условное кантри прекрасно сочеталось с менее экзотичными жанрами, и только ирония и таланты рассказчиков оставались неизменными.
На днях выяснилось, насколько точным выбором был для «Заточки» пресловутый кантри-рэп. Ведь именно этот стиль как нельзя лучше подходит для того, чтобы рассказать о преступлениях американской военщины и заморских политиканов. В песне «Доброе утро, Вьетнам» наконец-то рассказывается вся правда о кровавой авантюре вашингтонской администрации и конкретно президента Линдона Джонсона, отправившего оболваненных молодых соотечественников убивать вьетнамцев под предлогом экспорта демократии.
Повествование ведётся от лица американского солдата, который начинает догадываться, что политики его обманули. Он жалуется, что ему хочется в тёплую постель в Айову, рифмуя родной штат с состоянием своих дел (очень плохим). Военный говорит, что президент обещал «дикие пляжи, сёрфинг и крокодилов», а также «азиатов, что сами себя не уложат в могилы» - возможно, что-то ещё было написано мелким шрифтом, но он в это не вникал и в результате угодил в настоящее пекло. При этом лирический герой запоздало осознаёт, что рядом с ним воюют такие же парни-реднеки, а вот дети генералов в окопы что-то не торопятся. Осознание не приносит облегчения, ведь выбраться из мясорубки удастся не многим: «Нас отправит на смерть дяденька в пиджаке, и прогноз обещает нам дождь из ракет». Во взвинченном припеве герой готовится отправиться в ад, и тут уже к кантри и рэпу добавляются панк- и почти что хард-рок.
Конечно, хочется пожалеть молодого человека, который, скорее всего, уже никогда не увидит жену, сына и родную Миннесоту (в тексте упоминаются два штата, так что образ, видимо, собирательный). Но жалел ли он сам вьетнамцев, убитых ради геополитических химер американского руководства?
Алексей Мажаев, InterMedia