Гас Ван Сент – знаменитый американский режиссер, обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, еще в начале своего творчества сумевший снискать признание как среди любителей независимого кино, так и у более широкой аудитории.
Гас Грин Ван Сент-младший (англ. Gus Green Van Sant Jr) — американский режиссёр, писатель, художник, фотограф и музыкант. Ван Сент начинал карьеру как представитель американского независимого и квир-кино, но затем снимал и крупнобюджетные голливудские ленты, рассчитанные на самую широкую публику. Его называют первым популистом "гей-культуры" в мировом кино. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Слон» (2003). Двукратный номинант на премию «Оскар» как лучший режиссёр за фильмы «Умница Уилл Хантинг» и «Харви Милк».
Гас Ван Сент-младший — потомок состоятельных голландских эмигрантов, родился 24 июля 1952 года в городе Луисвилль, штат Кентукки, США.
"Мой отец был коммивояжером. Он все время уезжал то на три, то на четыре дня. Помню, когда мне было лет пять, я все время торчал у окна, как пес, смотрел на пустую улицу и ждал, когда он вернется. Недавно я понял одну ужасную вещь: моя жизнь почти не изменилась с тех пор, как мне было 12 и я стал отгораживаться от внешнего мира" - говорит режиссер о своем детстве.
Образование получил в Род-Айлендской художественной школе, где обучался по специальности рисование и кино. Там же Ван Сент увлёкся сочинением музыки. Одноклассниками Ван Сента тогда являлись Дэвид Бирн, Тина Уэймут и Крис Франц, позднее образовавшие группу Talking Heads. В начале 1980-х годов Ван Сент переехал в Портленд, где познакомился с Уильямом Берроузом и создал недолго просуществовавшую группу Destroy All Blondes («Уничтожь всех блондинок»). Позднее, в 1990-х, Ван Сент снял несколько музыкальных видеоклипов для Дэвида Боуи и группы Red Hot Chili Peppers.
В начале своей кинокарьеры Ван Сент работал ассистентом у Роджера Кормана и увлекался творчеством Стэнли Кубрика. Как режиссёр и сценарист Гас Ван Сент дебютировал в 1985 году с чёрно-белой гей-драмой «Дурная ночь». Фильм был снят Ван Сентом на собственные деньги (всего около 25 тысяч долларов) и сделал его культовым режиссёром в гей-среде.
Первый большой успех пришёл к Ван Сенту в 1989 году после фильма «Аптечный ковбой» с Мэттом Диллоном.
Так что в 1991 году Ван Сент пожаловал на Венецианский кинофестиваль с фильмом «Мой личный штат Айдахо» уже в качестве знаменитости. «Мой личный штат Айдахо» — это пронзительный «роуд-муви», в котором свои лучшие роли сыграли Киану Ривз и Ривер Феникс. Этот фильм сделал Ван Сента почти что живым классиком. В 1993 году Феникс погиб от передозировки наркотиков, а с ним погиб и проект фильма об Энди Уорхоле, в котором Ван Сент отводил Фениксу главную роль. Памяти Феникса Ван Сент посвятил свой следующий фильм «Даже девушки-ковбои иногда грустят».
В 1998 году Ван Сент был номинирован в категории «Лучший режиссёр» на премию Американской киноакадемии «Оскар» за фильм «Умница Уилл Хантинг» (англ. «Good Will Hunting»).
Продюсировал нашумевшую независимую киноленту «Детки» (англ. «Kids», 1995). Ван Сент написал ряд сценариев к фильмам и роман «Розовый» (англ. «Pink», 1997). Также в США был опубликован альбом его фотографий под названием «108 портретов» (англ. «108 Portraits», 1993) и выпущены два музыкальных альбома: «Гас Ван Сент» (англ. «Gus Van Sant») и «18 песен о гольфе» (англ. «18 Songs about Golf», 1999).
В начале XXI века, уже обласканный Голливудом, под впечатлением от работ венгерского режиссёра Белы Тарра Ван Сент вернулся в альтернативное независимое кино. Сначала он снял фильм «Джерри», а в 2003 году получил Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах за ленту «Слон» (англ. «Elephant»). Основой сюжета «Слона» стала кровавая бойня, учинённая школьниками в колледже «Колумбайн». Но этот фильм далёк от документальных опытов Майкла Мура, «Слон» скорее фильм-балет, абстракционизм в киноискусстве.
А в 2005 году Ван Сент снял фильм «Последние дни» о самоубийстве звезды гранжа, похожей на Курта Кобейна. "Я познакомился с Куртом Кобейном и Кортни Лав в 1991 году. Мы собирали деньги на опротестование так называемой «пропозиции 9», запрещавшей геям работать учителями и занимать правительственные посты. Nirvana приехала в Портленд, где я предпочитаю жить, с благотворительными концертами. Когда Курт умер, я подумал, что было бы интересно рассказать про три его последних дня. Кортни поддержала идею. На то, чтобы снять «Последние дни», ушла целая вечность, и результат в итоге сильно отличался от первоначального замысла. После премьеры мы с Кортни не общаемся" - вспоминает режиссер о создании фильма.
Эти фильмы Ван Сента являются частями одной трилогии — трилогии о крайней изоляции. «Джерри» повествует о физической изоляции, «Слон» показывает изоляцию в обществе, а «Последние дни» отражают изоляцию внутреннюю, ментальную. По мнению Майкла Аткинсона, в фильмах «Последние дни», «Джерри», «Слон» Ван Сент изобрёл способ «перевести туманные приёмы Тарра в повествовательные координаты современной Америки, избежав при этом излишней затемнённости и в то же время сохранив свойственное Тарру ощущение философской глубины и тайны».
В 2008 году вышел новый фильм Ван Сента — «Харви Милк» с Шоном Пенном в главной роли, рассказывающий реальную историю Харви Милка — одного из первых политиков нетрадиционной сексуальной ориентации. Фильм был номинирован на 8 премий «Оскар», в том числе и в категории «Лучший фильм», но получил только две — за «Лучшую мужскую роль» и «Лучший оригинальный сценарий».
В 2015 году вышел фильм "Море деревьев" с Мэттью МаКконахи и Наоми Уоттс, а в 2018 году - "Не волнуйся, он далеко не уйдёт" с Хоакином Фениксом.
Ван Сент — гей. Режиссер не скрывает своей нетрадиционной ориентации, но и не делает из нее фетиша, в отличие от многих своих современников.
"Иногда те, кто тебе помогают, могут очень здорово накосячить".
"Жизнь натурала, конечно, тоска смертная, но она не так уж плоха".
"В какой-то момент своего пути художник должен научиться думать не только о себе".
"Есть у меня и неосуществлённые замыслы. Один из них, «Сара», — о проститутке, работающей на стоянке грузовиков. На этот проект мне понадобится каких-то шесть миллионов, но студии всё равно нужна гарантия, что деньги вернутся. Поэтому продюсеры требуют «прикрепить» к нему звезду. А для большинства голливудских звезд мои фильмы слишком странны".
"Я не силён в орфографии и пунктуации — когда я рос, в 1960-е, подросткам не обязательно было уметь читать и писать для того, чтобы общаться между собой. Но интернет все изменил".
Информация и фото из открытых источников.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте!