Найти тему
Нация Кино

Гас Ван Сент: "В моих фильмах нет позитивных главных героев"

Гас Ван Сент – знаменитый американский режиссер, обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля, еще в начале своего творчества сумевший снискать признание как среди любителей независимого кино, так и у более широкой аудитории.

-2

Гас Грин Ван Сент-младший (англ. Gus Green Van Sant Jr) — американский режиссёр, писатель, художник, фотограф и музыкант. Ван Сент начинал карьеру как представитель американского независимого и квир-кино, но затем снимал и крупнобюджетные голливудские ленты, рассчитанные на самую широкую публику. Его называют первым популистом "гей-культуры" в мировом кино. Лауреат «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Слон» (2003). Двукратный номинант на премию «Оскар» как лучший режиссёр за фильмы «Умница Уилл Хантинг» и «Харви Милк».

Гас Ван Сент-младший — потомок состоятельных голландских эмигрантов, родился 24 июля 1952 года в городе Луисвилль, штат Кентукки, США.

"Мой отец был коммивояжером. Он все время уезжал то на три, то на четыре дня. Помню, когда мне было лет пять, я все время торчал у окна, как пес, смотрел на пустую улицу и ждал, когда он вернется. Недавно я понял одну ужасную вещь: моя жизнь почти не изменилась с тех пор, как мне было 12 и я стал отгораживаться от внешнего мира" - говорит режиссер о своем детстве.

Образование получил в Род-Айлендской художественной школе, где обучался по специальности рисование и кино. Там же Ван Сент увлёкся сочинением музыки. Одноклассниками Ван Сента тогда являлись Дэвид Бирн, Тина Уэймут и Крис Франц, позднее образовавшие группу Talking Heads. В начале 1980-х годов Ван Сент переехал в Портленд, где познакомился с Уильямом Берроузом и создал недолго просуществовавшую группу Destroy All Blondes («Уничтожь всех блондинок»). Позднее, в 1990-х, Ван Сент снял несколько музыкальных видеоклипов для Дэвида Боуи и группы Red Hot Chili Peppers.

В начале своей кинокарьеры Ван Сент работал ассистентом у Роджера Кормана и увлекался творчеством Стэнли Кубрика. Как режиссёр и сценарист Гас Ван Сент дебютировал в 1985 году с чёрно-белой гей-драмой «Дурная ночь». Фильм был снят Ван Сентом на собственные деньги (всего около 25 тысяч долларов) и сделал его культовым режиссёром в гей-среде.

«Дурная ночь»
«Дурная ночь»

Первый большой успех пришёл к Ван Сенту в 1989 году после фильма «Аптечный ковбой» с Мэттом Диллоном.

«Аптечный ковбой»
«Аптечный ковбой»

Так что в 1991 году Ван Сент пожаловал на Венецианский кинофестиваль с фильмом «Мой личный штат Айдахо» уже в качестве знаменитости. «Мой личный штат Айдахо» — это пронзительный «роуд-муви», в котором свои лучшие роли сыграли Киану Ривз и Ривер Феникс. Этот фильм сделал Ван Сента почти что живым классиком. В 1993 году Феникс погиб от передозировки наркотиков, а с ним погиб и проект фильма об Энди Уорхоле, в котором Ван Сент отводил Фениксу главную роль. Памяти Феникса Ван Сент посвятил свой следующий фильм «Даже девушки-ковбои иногда грустят».

«Мой личный штат Айдахо»
«Мой личный штат Айдахо»

В 1998 году Ван Сент был номинирован в категории «Лучший режиссёр» на премию Американской киноакадемии «Оскар» за фильм «Умница Уилл Хантинг» (англ. «Good Will Hunting»).

«Умница Уилл Хантинг»
«Умница Уилл Хантинг»

Продюсировал нашумевшую независимую киноленту «Детки» (англ. «Kids», 1995). Ван Сент написал ряд сценариев к фильмам и роман «Розовый» (англ. «Pink», 1997). Также в США был опубликован альбом его фотографий под названием «108 портретов» (англ. «108 Portraits», 1993) и выпущены два музыкальных альбома: «Гас Ван Сент» (англ. «Gus Van Sant») и «18 песен о гольфе» (англ. «18 Songs about Golf», 1999).

В начале XXI века, уже обласканный Голливудом, под впечатлением от работ венгерского режиссёра Белы Тарра Ван Сент вернулся в альтернативное независимое кино. Сначала он снял фильм «Джерри», а в 2003 году получил Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах за ленту «Слон» (англ. «Elephant»). Основой сюжета «Слона» стала кровавая бойня, учинённая школьниками в колледже «Колумбайн». Но этот фильм далёк от документальных опытов Майкла Мура, «Слон» скорее фильм-балет, абстракционизм в киноискусстве.

А в 2005 году Ван Сент снял фильм «Последние дни» о самоубийстве звезды гранжа, похожей на Курта Кобейна. "Я познакомился с Куртом Кобейном и Кортни Лав в 1991 году. Мы собирали деньги на опротестование так называемой «пропозиции 9», запрещавшей геям работать учителями и занимать правительственные посты. Nirvana приехала в Портленд, где я предпочитаю жить, с благотворительными концертами. Когда Курт умер, я подумал, что было бы интересно рассказать про три его последних дня. Кортни поддержала идею. На то, чтобы снять «Последние дни», ушла целая вечность, и результат в итоге сильно отличался от первоначального замысла. После премьеры мы с Кортни не общаемся" - вспоминает режиссер о создании фильма.

«Последние дни»
«Последние дни»

Эти фильмы Ван Сента являются частями одной трилогии — трилогии о крайней изоляции. «Джерри» повествует о физической изоляции, «Слон» показывает изоляцию в обществе, а «Последние дни» отражают изоляцию внутреннюю, ментальную. По мнению Майкла Аткинсона, в фильмах «Последние дни», «Джерри», «Слон» Ван Сент изобрёл способ «перевести туманные приёмы Тарра в повествовательные координаты современной Америки, избежав при этом излишней затемнённости и в то же время сохранив свойственное Тарру ощущение философской глубины и тайны».

В 2008 году вышел новый фильм Ван Сента — «Харви Милк» с Шоном Пенном в главной роли, рассказывающий реальную историю Харви Милка — одного из первых политиков нетрадиционной сексуальной ориентации. Фильм был номинирован на 8 премий «Оскар», в том числе и в категории «Лучший фильм», но получил только две — за «Лучшую мужскую роль» и «Лучший оригинальный сценарий».

«Харви Милк»
«Харви Милк»

В 2015 году вышел фильм "Море деревьев" с Мэттью МаКконахи и Наоми Уоттс, а в 2018 году - "Не волнуйся, он далеко не уйдёт" с Хоакином Фениксом.

"Не волнуйся, он далеко не уйдёт"
"Не волнуйся, он далеко не уйдёт"

Ван Сент — гей. Режиссер не скрывает своей нетрадиционной ориентации, но и не делает из нее фетиша, в отличие от многих своих современников.

"Иногда те, кто тебе помогают, могут очень здорово накосячить".

"Жизнь натурала, конечно, тоска смертная, но она не так уж плоха".

"В какой-то момент своего пути художник должен научиться думать не только о себе".

"Есть у меня и неосуществлённые замыслы. Один из них, «Сара», — о проститутке, работающей на стоянке грузовиков. На этот проект мне понадобится каких-то шесть миллионов, но студии всё равно нужна гарантия, что деньги вернутся. Поэтому продюсеры требуют «прикрепить» к нему звезду. А для большинства голливудских звезд мои фильмы слишком странны".

"Я не силён в орфографии и пунктуации — когда я рос, в 1960-е, подросткам не обязательно было уметь читать и писать для того, чтобы общаться между собой. Но интернет все изменил".

Информация и фото из открытых источников.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте!