✅ Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя.
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:
"К скрытым порокам, притом широко распространённым, относится тот случай, когда раб Аллаха пребывает во благе, которое даровал ему Аллах и которое Он выбрал для него, а рабу оно надоедает, и он стремится перейти от этого блага к тому, что по невежеству своему считает лучшим для себя. И Господь его по милости Своей не выводит его из этого блага, снисходительно относясь к его невежеству и скверному выбору.
А когда это благо начинает стеснять его и вызывать у него недовольство, и он начинает роптать, и оно сильно наскучивает ему, Аллах лишает его этого блага. И тогда, перейдя к тому, к чему стремился, он осознаёт разницу между своим прежним положением и настоящим и начинает беспокоиться и сожалеть об утраченном и стремиться вернуться к тому, чего лишился.
И если Аллах желает Своему рабу блага и благоразумия, Он помогает ему увидеть те блага и милости которые Он дарует ему, удовольствоваться ими и благодарить за них. И если душа его станет подталкивать его к переходу от этого блага к чему-то другому, он обращается за советом к Господу своему, не зная, в чём на самом деле благо для него, и осознавая свою неспособность выбрать лучшее. Он вручает себя Аллаху, прося Его выбрать для него наилучшее.
Нет ничего более вредоносного для раба Аллаха, чем перестать ценить блага‚ которые даровал ему Аллах, и не благодарить Его за них и не радоваться им, и вместо этого проявлять недовольство, жаловаться на них и считать эти блага бедой притом, что на самом деле это одна из величайших милостей, оказанных ему Аллахом.
Большинство людей - враги милостей, которые дарует им Аллах, и не чувствуют, как Аллах дарует им эти милости. Они усердно отвергают их и отталкивают от себя, поступая невежественно и несправедливо. Сколько благ приходит к человеку, а он упорно отталкивает их от себя! И сколько их пришло к нему, тогда как он усердствовал в избавлении от них и стремился к их исчезновению по причине своего невежества и несправедливости. Всевышний Аллах сказал:
«Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость‚ которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах» (8:53).
И Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (13:11).
Нет у милостей худшего врага, чем душа раба Аллаха. Человек помогает своему врагу против самого себя, и враг его разводит огонь среди дарованных человеку милостей. А тот раздувает этот огонь. Он сам позволяет ему развести этот огонь и сам раздувает его. А когда пламя разгорается, он начинает звать на помощь из-за начавшегося пожара и начинает винить предопределение:
Обладатель несостоятельных мнений
Шансы свои упускает,
И каждый раз, лишаясь чего-то,
Судьбу во всем обвиняет... "
См. «Фаваид», 408-409
@ummalife_ru