Что было на в окрестностях улицы раньше? Чем занимались люди, которые здесь проживали? Какое название носила эта дорога вплоть до установления советской власти? Как её наименование времён #СССР было связано с В.И. Лениным? В какой огромный проспект хотели превратить улицу во второй половине 1960-х? И что из этого в итоге получилось через 20 лет? А также, как магистраль выглядит в наше время? Об этом и не только расскажу сегодня.
Рогожский центр
Улица Сергия Радонежского располагается на окраине Таганского района. Между Николоямской и бульваром Энтузиастов. Её длина сравнительно небольшая - 600 метров. Однако на этом промежутке уместилась интересная #история . Когда-то эта дорога была главной в Рогожской ямской слободе (хотя в некоторых источниках указывается, что такой статус имела современная Школьная улица). Она появилась здесь в конце 16 века. Тут стали селиться ямщики, которые занимались доставкой государевой почты, а также некоторых товаров.
Конечным пунктом их путешествия было село Рогожь. Сейчас на его месте находится подмосковный город Ногинск. Так что современная улица Сергия Радонежского как раз имела удобное расположение для начала поездки по Владимирской дороге (сейчас шоссе Энтузиастов) в Рогожь. По селу слобода и получила своё название. Интересно, что в отличие от многих других, она имела чёткую планировку с ровными улицами. Их расположение в основном сохранилось до наших дней. Можете посмотреть на карте ниже.
Рогожская слобода считалась зажиточной, поэтому здесь преобладали каменные строения. Кроме перевозок местные жители занимались разными промыслами. В основном они были ориентированы на тех, кто проезжал слободу по пути в другие населённые пункты. Поэтому здесь торговали телегами, а также принадлежностями для лошадей. В окрестностях главной улицы работало много постоялых дворов и трактиров, где всегда было много народу.
А где же Ленин?
В 1740-х годах рядом проложили новую дорогу - Рогожский вал. Она являлась частью таможенной, а потом и городской границы Москвы - Камер-Коллежского вала. Изначально это было что-то вроде кольца. Однако во второй половине 19 века во многих частях его "разорвали" линии железных дорог. Так случилось и с Рогожским валом. Он потерял связь с Золоторожским. Поэтому транспорт сворачивал направо (в сторону шоссе Энтузиастов), или налево (на современную улицу Сергия Радонежского).
Последняя была довольно узкой, с небольшими двухэтажными домами по обеим сторонам. В них располагались многочисленные лавки, где торговали хлебом, мясом , одеждой и обувью. А ещё там покупали известные в те времена сальные Муромские свечи. Их использовали для освещения внутри домов. Кстати, с 18 века вплоть до начала 1920-х годов, улица называлась Вороньей. Такое наименование она получила по находившейся недалеко слободе Андроникова монастыря. Там жили те, кто трудился на церковной территории.
В 1923 году для улицы выбрали новое название - Тулинская. Оно появилось благодаря одному из ранних псевдонимов В.И. Ленина. Именно так (К. Тулин) он подписывал свои работы, которые выходили в 1890-х годах. Например, книгу "Развитие капитализма в России". Происхождение псевдонима историки связывают с народной конспиративной терминологией. То есть глагол "тулиться" употребляли в значении "скрываться" или "прятаться". Под таким названием улица существовала до 1992 года. Потом ей дали имя Сергия Радонежского. По церкви, названной в честь значимой фигуры в церковной истории. Храм возвели в первой половине 19 века. Сегодня он имеет адрес по Николоямской улице.
Уничтожение наполовину
Как я писал ранее, улица была довольно узкой, а транспортные потоки на ней с годами сильно увеличились. Уже в 1967-м задумались о том, как расширить дорогу. Архитекторы "Моспроекта-1" подготовили вариант обновлённой улицы. Если точнее, то они хотели соединить Тулинскую и Школьную в общий проспект. Его бы пересекали несколько эстакад и тоннелей. Всю старую застройку, кроме храмов, планировали снести. На освободившемся пространстве появились бы разные общественные учреждения: библиотека, дворец культуры, кинотеатр и несколько магазинов. Также предполагалось возвести несколько жилых башен.
Конечно, такой проект оказался дорогим и сложновыполнимым, поэтому о расширении улицы забыли до середины 1980-х. Тогда начали работы по реконструкции. Интересно, что какие-то идеи из набросков двадцатилетней давности всё-таки воплотили в жизнь. Например, высотные (пусть и не настолько) жилые дома по чётной стороне. Хотя архитекторы пытались придать сооружениям оригинальности. За счёт разной высоты зданий и декора. То есть цветового оформления панелей и узоров. Также у некоторых подъездов разместили арки.
К счастью, застройка нечётной стороны улицы сохранилась. И пусть некоторые исследователи считают, что никакой архитектурной ценности в этих зданиях нет, они придают облику атмосферности. Вы как будто снова оказываетесь не на одной из магистралей огромного мегаполиса, а среди уютных домиков старой Рогожской слободы. Хотя в целом #архитектура улицы Сергия Радонежского выглядит очень странно, если смотреть на общем плане. Возможно, это тот случай, когда если уж и стоило переделывать улицу, то полностью, а не только одну сторону.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!