Найти тему

ДИКАЯ ОХОТА ИЛИ ПАРАЛЛЕЛИ

Как удивительно приходит понимание происходящего. Иногда ответы на свои внутренние вопросы находятся в звучащих случайных песнях, иногда в громких словах, произнесенных рядом совершенно не мне, и очень часто в книгах. Если нырнуть в детство, при чем глубоко - еще в начальные классы, там будет сказка о маленьких человечках, которые пришли помочь одной девочке. Мама поручила ей перечень домашних дел, а она в полном непонимании как ей с ним справится то ли задремала, то ли отложила на потом, но увидела (может все же во сне) как много крошечных рук потянулось исполнять все необходимое: в тазик полилась вода, посыпалось грязное белье, замыливаемое мелкими ручками. Совсем небольшие метелки в тех же руках стали выметать мусор из углов, а потом нашлись небольшие тряпки вымывшие полы. Все те же маленькие человечки трудились, исполняя намеченное. Все белье было небыстро, но поступательно постирано и прополоскано. И уже свежий ветер трепал его, высушивая на веревке. И полы, и белье пахли свежестью, поднимая настроение. Этот манифест порядку малыми силами я прочла в возрасте от 8 до 10 лет в книге школьной библиотеки. И помню все это спустя почти полвека лет.

А сейчас в нашем разломе 2022 мне попалась книга Владимира Короткевича: повесть "Дикая охота короля Стаха", экранизация которого была на телевизионных каналах не раз. И я сама пересматривала фильм, пользуясь почти безграничными возможностями интернета. Книга всегда глубже, чем кино. И в этот раз я читала все, будто впервые, хотя точно это произведение уже побывало в моих руках. Изменилась я, изменилась жизнь и правила выживания, изменилась вибрация самой земли, как я понимаю. Если кто-то не читал эту повесть, то наверняка смотрел фильм. В белорусский замок заезжает историк этнограф и попадает в странный мир, с обитаемыми призраками, самым страшным из которых является дикая охотота короля Стаха: всадники на конях, которые бесшумны и безжалостны к тем, кого загоняют в трясину. К тому же пугают молодую хозяйку имения, планомерно доводя ее до сумасшествия. Я читая и переживая все вместе с героями, проживала вместе с ними и страх, и холод, и отчаяние, и любовь. Мой внутренний мир так погрузился в изложенное белорусским писателем действо, что картинки происходящего я видела не те, что показывали в фильме. Воображение рисовало мне стылые полесские осенние пейзажи, слышался топот копыт дрыкгантов и звук охотничьего рога дикой охоты. И вот дойдя до событий, когда главный герой Андрей Белорецкий беседует с Андреем Светиловичем я вдруг поняла - всегда, и тогда тоже жили такие светлые люди, видящие прекрасное будущее. "Какая золотая волшебная даль, какое будущее ожидает!", говорит Светилович. "Только по этой дороге иди, если не хочешь сгнить живьем...Растет сила. С ними хоть ребром на крюке висеть, лишь бы не мчались над землей дикая охота короля Стаха, ужас прошлого, его апокалипсис, смерть..." Белорусский писатель Короткевич так глубоко ощущал и понимал будущее, что вложил эти слова в уста своего героя. Его идея произведения пронизана бесконечной верой в прекрасное будущее и борьбой добра со злом. Где дикая охота и есть олицетворение зла. Повесть заканчивается гибелью всех, кто был всадниками той самой охоты, страшной смертью затоптанным в болоте лошадьми самого организатора Рыгора Дуботовка. Все они - и шляхтичи, и те, кто перешел на их сторону и скакал в этой охоте, затаптывая неугодных людей в болото и пугал молодую панну Надежду Яновскую, были исполнителями воли зла. Взявшие на себя эту миссию, ощутив эту силу и получая от этого удовольствие и деньги. Все они погибли от рук простых белорусских крестьян с вилами и ружьями, долго терпевшими, но поднявшимися и сломавшими привычный механизм уничтожения. Главный герой Белорецкий был вместе с мужиками, убив предводителя охоты: "На лицах этих бандитов я увидел ужас, и радость мести овладела мной. И следовало думать раньше, что придет расплата" И еще одна сцена стала для меня откровением. Когда со всеми участниками дикой охоты было покончено, а оставался один совсем молодой шляхтич, кричавший "Матулька, меня убивают", Белорецкий попытался заступиться. Только предводитель крестьян Рыгор оттолкнул его и всадил вилы в шляхтича, добивая его: "Думаешь мне не жалко? Сердце кровью обливается. Спать спокойно, кажется, никогда в жизни не смогу. Но терпеть, так терпеть, а уж коли начали, так до конца. Чтоб ни одного не оставить. "Молодой!" Ты думаешь из этого молодого не вырастет старый гад? Вырастет, особенно при воспоминаниях об этой ночи. Так будет нашего брата холопа "жалеть", что диву дашься... Кровью округу зальют, так будут лупить, что мясо с задниц шматками полетит." Так длинно и подробно я привела слова автора, перенося события белорусской земли на наше сегодняшнее время и перенося их на пленных азовцев и обычных вояк, расписанных свастикой и другими татуировками. Все они, попав в плен, теряли тот задор и боевой дух, с которым держали целый город, не давая мирным людям уехать и обрести жизнь взамен могилок на газонах. Рассказы тех мариупольцев, кто выжил, поражают страшными подробностями, когда кричащие "героям слава" запирали людей, прячущихся в подвалах, и бросали туда гранаты. Это в этом слава? Это герои? Какого эпоса, хотелось бы мне знать. Пытающийся убежать Дуботовк кричит:" Держитесь, пацуки" Ни одному из вас не жить! Шляхетством, именем, кровью своей клянусь - вырежу вместе с детьми!" Только крестьянская смекалка - нахлестать коней охоты и разозлить их, чтобы рванули за убегающим, как были приучены - не дала осуществить сказанное. Кони затоптали того, кто научил их затаптывать неугодных людей. Кара небесная ли, торжество истины и здравого смысла - но кармические законы всегда во все времена работают одинаково. Поднимающий меч от меча и гибнет. На любой хорошо написанный человеческий сценарий есть великий цензор. И без его ведома ничего не происходит на созданной им земле. И еще отсыл к словам автора устами Светиловича: "Видимо нельзя просто так крикнуть: «Обнимитесь, люди!". И вот идут люди, на дыбу идут. Не ради славы, а ради того, чтобы убить терзания совести - как иногда идет человек, не зная дороги, в пущу спасать друга, потому что стыдно, стыдно стоять. Идут, плутают, гибнут. Знают только то, что не таким должен быть человек... Они мужественнее Христа: они знают, что не воскреснут после распятия. Лишь вороны будут летать над ними, да плакать женщины. И, главное, их святые матери." В этих словах убитого охотой героя повести Андрея Светиловича и есть суть происходящего и тогда, и сейчас. Свет он в любое время свет. Только чтобы зажечь его ясно и сильно, нужна кровь и гибель даже светлых и чистых людей. И все войны тому подтверждение. Огромная благодарность большой почти бескрайней России и сынам ее за то, что взялись войти в этот конфликт, за то, что сложили и продолжают ложить свои жизни и здоровье на наших полях сражений. Великая держава - великая сила, что бы там не думали и что бы не делали "еуропейцы" и лица к ним пытающиеся примазаться. Наивность жителей Украины видевшими себя шляхетными гражданами Европы поражает бесконечной глупостью. Можно проследить историю вхождения каждой страны из бывшего соцлагеря на примере прибалтийских республик, Болгарии, Венгрии, Греции и других. Единая европейская система стандартизации принимая причесала их так сильно, что поломала вековые устоявшиеся процессы, сломила и обнулила экономику. Украину ждало бы то же, только еще хуже, ибо за 30 лет упал уровень жизни простого украинца до такой степени, что трудолюбивые украинские труженики стали заробитчанами как в Европе, так и в России. А ведь республика в составе Союза была самодостаточной мощной и обеспечивающей себя всем. Руководящие царьки за эти годы набили каждый свою мошну прилично, хватит и вперед их поколениям за ними. А простому рабочему и колхознику перестали доставаться даже объедки с царского стола. Плохой мир лучше любой доброй войны, но видно не в этом случае. И тем хероям, что кричат как умалишенные на всех углах "Слава" будет бесславный конец, пусть не вилами, как пару веков назад, а Искандерами и Солнцепёками. И беда (можете заменить на более звучное, но непечатное слово) тем примкнувшим дурням странам, типа Финляндии. Русскую дубину уже не остановить даже горячим финским парням. Потому что с нами Бог. А впереди - только свет.

-2